Приближается праздник Шавуот и, если вдруг не произойдет чудо глобального масштаба, мы встретим этот радостный день дома… Что ж, нам уже не привыкать.
Как раввин, который даже в обычной жизни каждый день активно отвечает на множество вопросов в режиме онлайн, в условиях внезапно обрушившейся на нас пандемии я морально настроился оказывать людям необходимую поддержку.
В конце концов, во многих местах строгий карантин начался сразу после Пурима, так что, получается, уже несколько праздников подряд евреи по всему миру учатся отмечать эти особенные дни в одиночку — без гостей и без возможности собраться всем кругом близких за одним столом. Все это время я старался максимально поддерживать пожилых людей, оказавшихся в изоляции, разлученных в виду социальных ограничений членов семей и многих других евреев, испытывающих беспокойство по поводу того, как адаптироваться к новым непростым условиям.
Но при этом моя цель была достаточно простой: помочь как можно большему количеству людей отметить святые праздники максимально привычным образом, не чувствуя в чем-то недостатка.
А потому, приложив немалые силы, веру, креатив и взаимопонимание, мы смогли объединиться всем народом и отметить, для начала, Песах. Мы, кто где находился, преломили мацу, выпили четыре бокала вина и почувствовали особый душевный порыв, произнося в конце седера традиционное пожелание “в будущем году — в Иерусалиме”.
Да, мы не можем, как привыкли, каждый день (или хотя бы по праздникам) ходить на молитву в синагогу, но мы знали, что при этом ничто не мешает нам встретить Песах дома. Да и в конце концов: что может быть лучше, чем отпраздновать годовщину исхода еврейского народа из Египта в настоящем еврейском доме?
Но с Шавуотом совсем другая история.
Еще издавна наши мудрецы призвали каждого еврея, какого бы возраста он ни был, присутствовать в первое утро Шавуота на молитве Шахарит в синагоге, потому что именно в этот день весь наш народ отмечает годовщину дарования нам Торы на горе Синай и в память об этом торжественно читаются 10 заповедей.
А настоящее правильное чтение Торы (по свитку) может иметь место только в том случае, если соблюдено два условия:
- а) имеется в наличии кошерный свиток Торы (проверенный специально уполномоченным человеком на отсутствие каких-либо повреждений текста)
- б) и присутствует миньян, то есть 10 взрослых еврейских мужчин, достигших возраста бар-мицвы.
Так что же нам делать в этом году? Как Шавуот может пройти без чтения Торы? Это как если бы в Йом Кипур мы не снимали кожаную обувь, а на день рожденья не заказывали праздничный торт!
Больше, чем в связи с Песахом, Ла ба-Омером и другими праздниками, прошедшими в этом году в режиме самоизоляции, я задавался вопросом о том, как правильно и достойно провести Шавуот. На размышления у меня ушло несколько недель. Как бы я отпраздновал этот день сам, что бы я посоветовал евреям всего мира, которые не понимают, что им делать? И пусть в некоторых странах сейчас условия карантина уже смягчаются, но до полноценной молитвенной службы нам еще придется подождать, ведь собираться группами все еще нельзя…
Проконсультировавшись с коллегами, я решил написать специальное руководство по празднованию Шавуота в домашних условиях, включая подробную инструкцию к тому, чтобы каждый из нас мог правильно прочесть десять заповедей (а если это возможно, то и всю Тору) по имеющемуся дома Пятикнижию, воссоздавая по возможности этот процесс максимально похожим на то, что должно происходить в синагоге.
И я действительно написал это руководство.
Но чего-то мне все еще не хватало. Как все-таки может быть, что мы не будем в Шавуот в синагоге? Не проведем ночь за совместной учебой святых текстов, не помолимся в украшенном цветами зале, не разделим утреннюю молочную трапезу со всей общиной?
Размышляя об этом, я вспомнил один из центральных уроков приближающегося праздника, в который мы отмечаем заключение удивительного союза между Богом и еврейским народом, сравнивая его со свадьбой Небес и земли.
Где Всевышний решил провести это важнейшее историческое событие? Не на Храмовой горе в Иерусалиме, не в городе Хеврон, имеющем особое духовное и историческое значение для сынов Израиля, и даже вообще не в каком-то крупном населенном пункте.
Для самого близкого и прямого разговора с евреями Бог выбрал никому не известную и ничем не выдающуюся гору в Синайской пустыне, наполненной песком. Но почему?
Мидраш задавал этот вопрос еще много лет назад.
Отмечая, что дарование Торы сопровождалось буйством стихий, огня и воды, мудрецы объясняют, что Тора была дана именно в пустыне, потому что это особенное место, где каждый может свободно передвигаться, не оказываясь ни на чьей территории и не нарушая ничьи уставы и границы. В пустыне все были равны между собой.
Урок, объясняют наши мудрецы, заключается в том, что Тора — это не что-то, доступное лишь сливкам общества, это вообще не то, что можно ограничить. Тора одинаково доступна для всех, кто хочет приблизиться к ней, где бы на тот момент он ни находился.
И это тот урок, который я сейчас подчеркиваю для себя.
Пусть внешне моя квартира не похожа на синагогу, пусть в нынешней ситуации в ней не может собраться миньян, но мой дом — это моя гора Синай, и именно здесь я буду праздновать этот Шавуот с особым чувством.