Первое упоминание
Дерево жизни (Эц а-Хаим) впервые появляется в Торе в истории Адама и Хавы, когда те еще находились в Райском Саду. Они только что съели плод Дерева Познания, что принесло в мир смертность и заставило первых людей устыдиться своей наготы.
Сразу же после этого написано:
«И сказал Бог Всесильный: «Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла. Теперь, может быть, протянет он руку свою и возьмет от Дерева Жизни и поест, и будет жить вечно». И выслал его Всесильный из сада Эдена… И поставил к востоку от сада Эдена ангелов и пламенный меч вращающийся для охранения пути к Дереву Жизни». 1
Отсюда мы делаем вывод, что плоды Дерева Жизни могли бы вновь даровать Адаму и Хаве вечную жизнь, которой они лишились, вкусив от Дерева Познания.
Танах
В книге Мишлей (Притчи царя Шломо) мы читаем длинную поэму, посвященную величию мудрости Торы, и, в том числе, видим строчку «Древо жизни (Эц Хаим) она для придерживающихся ее, и опирающиеся2 на нее счастливы».3
Получается, что есть те, кто «придерживается» законов Торы, и те, кто на них «опирается» Тору — причем, оба типа людей связаны с Деревом Жизни. Что это значит?
Мудрецы объясняют, что есть знатоки Торы, которые благодаря усиленным ежедневным занятиям постигают Божественную мудрость, но так же есть люди, у которых нет возможности проводить долгое время в домах учения, а потому они поддерживают изучающих Тору финансово и дают им возможность не заботиться о заработке, посвящая максимальное количество времени учебе.
Благодаря этим симбиотическим отношениям возможность глубинного изучения Торы поддерживается из поколения в поколение, и оба типа людей в конечном итоге получают награду за свой вклад в общее святое дело.4
В молитвах и песнях
Во многих общинах принято включать вышеприведенный стих из Мишлей в отрывок молитвы, который все вместе поют, когда после общественного чтения Торы свиток возвращается в ковчег. Утром в Шабат эти стихи иногда пропевают, когда хазан торжественно проходит с Торой от бимы (возвышения для чтения) к ковчегу.
Благодаря этому обычаю появилось немало песен, в которых так или иначе упоминается Эц Хаим.
На чем держится Тора
В иврите слово «эц» может означать как «дерево» (в плане растущих живых деревьев), так и «древесина» (как материал какого-то изделия). Поэтому, например, деревянные основания, вокруг которых оборачивается свиток Торы, часто называют «эцей хаим» — «деревья жизни».
Культурное наследие
В еврейском каноне есть несколько важных трудов, в названии которых упоминается Эц Хаим.
Один из них — одноименная основополагающая работа по лурианской школе Каббалы, написанная рабби Хаимом Виталем, ближайшим учеником и главным исследователем учений Аризаля, рабби Ицхака Лурии.
А в хасидском движении есть и другой — это Контрос Эц а-Хаим (Брошюра Дерева Жизни), написанный рабби Шаломом Довбером, пятым Любавическим Ребе. Эта довольно тонкая книга, опубликованная в 1904 году, дает ученикам ешив хасидский взгляд на изучение Торы и Талмуда, а так же каббалистических учений.
Помимо книг, название Эц Хаим нередко дают различным организациям, зачастую образовательным: ешивам, школам, фондам и т.д.
Сноски
- Берешит, 3:22-24.
- Раши переводит это слово как «приближающиеся».
- Мишлей, 3:18. Обратите внимание, что тут оно упоминается без определенного артикля (Эц Хаим), в то время как в случае дерева из Райского Сада определенный артикль фигурировал (Эц а-Хаим).
- См., например, Зоар I, 241б.