Шофар — это особый духовой инструмент, сделанный из выдолбленного бараньего рога. На протяжении еврейской истории он звучал в самых разных ситуациях. Вот несколько примеров, когда трубили в шофар в древности, трубят в настоящее время и протрубят в будущем.
1. В Рош а-Шана
Согласно заповеди Торы, еврейский Новый год — праздник Рош а-Шана (первые два дня года), начинается звуком шофара.1 Этим трублением мы коронуем Бога, признавая Его Царем вселенной и возобновляя нашу клятву верности Всевышнему еще на год, а Он гарантирует нам постоянную заботу и защиту.
2. В течение месяца Элул
Элул — это месяц, предшествующий празднику Рош а-Шана. В преддверии священного дня принято трубить в шофар каждый день месяца (кроме Шабата и кануна Рош а-Шана). Эти ранние утренние трубления остро напоминают нам о предстоящих духовно мощно заряженных днях.
3. Заканчивая Йом Кипур
Хотя это не предписано Торой, еврейские общины всего мира завершают Йом Кипур — священный день поста и молитвы, звуком шофара. Для многих это означает кульминацию отчасти изнурительной, но очень полезной духовной тренировки.
4. Праздник юбилейного года
В древние времена в Израиле раз в 50 лет вся земля возвращалась ее изначальным владельцам, прощались долги, рабы-евреи выходили на свободу, а обработка земель и сбор урожая были ограничены. Название этого годового цикла Йовель — юбилейный год.
Интересно, что, помимо своего самого распространенного значения, слово йовель можно перевести с иврита и как «баран». Такой особенный год следовало возвещать особым звуком бараньего рога – шофара. Это происходило по всей земле Израиля в Йом Кипур.2
5. На горе Синай
Евреи стали народом Бога у горы Синай, Он там избрал их Своим народом и сообщил Законы, по которым им следует жить, служа Ему.
Описывая этот уникальный исторический момент, Тора говорит: «И было — на третий день, когда наступило утро, загремели громы, и засверкали молнии, и облако густое скрыло гору, и шофар затрубил очень громко, и содрогнулся весь народ, который был в стане».3
6. Когда рухнули стены Йерихо
Спустя сорок лет после Синайского откровения народ Израиля был готов войти в Святую Землю. Йерихо, который считался «ключом к Земле Обетованной», был первым городом, который Йеошуа с сыными Израиля должны были завоевать.
Следуя указаниям своего предводителя, евреи окружили Йерихо.
В Книге Йеошуа записано: «И сказал Господь Йеошуа: смотри, Я передаю в руки твои Йерихо, и царя его, [и] храбрых воинов. Пойдите же вокруг города, все воины, обходя город один раз; так делай шесть дней. И семь священников (коэнов) пусть несут семь бараньих рогов (шофаров) перед Ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят в рога. И будет, когда затрубят в бараний рог, когда услышите звук рога, пусть весь народ закричит громким голосом; и обрушится стена города на своем месте». 4
Итак, каждый день в течение шести дней семь священников, трубя в шофар, обходили Йерихо. За ними двигался Ковчег Завета. Впереди них маршировало передовое войско. За Ковчегом, завершая удивительное шествие, шел отряд, тоже трубивший в шофары. Остальной народ, пока совершался обход вокруг Йерихо, по приказу Йеошуа все это время безмолвствовал – и так повторялось до седьмого дня.
Наконец наступил седьмой день — еврейский народ поднялся с восходом зари, и теперь шествие семь раз обошло город. Когда в седьмой раз коэны затрубили в свои шофары, Йеошуа велел народу: «Кричите, ибо Господь предал вам город!.. И вскричал народ… и распалась стена на месте своем, и вступил народ в город».5
7. Когда Гидон поразил мидьянитян
Как записано в книге Шофтим, следуя велению Бога, Гидон, в свое время возглавлявший еврейский народ (был судьей), взял триста человек, чтобы сразиться с могучей армией мидьянитян, готовой атаковать сынов Израиля.
Каждый мужчина взял с собой факел, глиняный кувшин и шофар. Причем факелы были спрятаны в кувшинах. На глазах врагов, разбив свои кувшины, воины зажгли факелы. «И держали в левой руке своей светильники, а в правой руке своей шофары для трубления, и кричали: меч за Господа и за Гидона! И стояли они, каждый на своем месте, вокруг стана; и разбежался весь стан, и кричали, и обратились в бегство… и бежал тот стан до Бэйт-Ашшитты к Церэйре, до края Абэйл-Мехолы, близ Таббата», — рассказывает книга Шофтим. И было убито множество врагов, а уцелевших изгнали с этой земли.6
8. Когда царь Давид шел с Ковчегом Завета в Иерусалим
Во время разрушительной войны с филистимлянами Святой Ковчег был захвачен и еще многие годы он оставался в изгнании, вдали от своего надлежащего места в Мишкане (Скинии).
После того, как царь Давид захватил Иерусалим, он, как известно, перенес Ковчег в специально подготовленный для этого шатер в своей новой столице.
Праздничное шествие сопровождалось трублением в шофар, игрой на музыкальных инструментах, пением, танцами, всеобщим ликованием. Сам царь Давид на глазах у всех танцевал перед Ковчегом изо всех сил, как простой смертный. А его жена Михаль смотрела на него из окна дворца с чувством презрения, думая лишь о том, что тем самым царь унизил себя перед народом (за это, согласно распространенному среди комментаторов мнению, Бог лишил ее счастья материнства).7
9. Когда Шломо был коронован на царство
Давид избрал своего мудрого, но еще юного сына Шломо, чтобы он унаследовал его трон. Однако были и другие сыновья царя, которые страстно желали занять это место. Чтобы прояснить ситуацию, Шломо провозгласили царем еще при жизни отца.
Когда первосвященник Цадок помазал Шломо на царство, весь народ провозгласил: «Да здравствует царь Шломо!» — и затрубили шофары. Затем заиграли свирели и другие музыкальные инструменты, был большой праздник.8
10. Во времена опасности
Иногда шофар использовали, чтобы подать сигнал, возвещая об опасности. «Может ли народ не всполошиться, если прозвучит в городе рог?» — вопрошает пророк Амос.9
И действительно, в древние времена стражи города, следившие за ситуацией со сторожевых башен, трубили в шофар, чтобы предупредить о приближении вражеских войск.10
11. Поздно в пятницу, после обеда
Мудрецы установили, что в пятницу, по мере приближения Шабата, во второй половине дня, должны быть произведены шесть звуков шофара, чтобы напомнить всем: пришло время прекратить работу и завершить последние приготовления к священному дню.11
В наше время в некоторых общинах Израиля и Нью-Йорка в этом случае звучит сирена или красивая субботняя музыка, напоминая о том, что пора зажечь субботние свечи и встретить Святой День.
12. Когда придет Машиах
«И будет в тот день, — говорит пророк Йешаяу, — вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».12
Предание гласит, что «великий шофар» был изготовлен из рога барана, которого праотец Авраам принес на горе Мория в жертву вместо своего сына Ицхака.
Один рог этого барана, тот, что поменьше, трубил у горы Синай. Звук рога большего размера однажды ознаменует начало эпохи Машиаха.13
P.s. Подобрать себе в нашем магазине прекрасный шофар вы можете вот здесь
Сноски
- Если первый день Рош а-Шана совпадает с Шабатом, в шофар трубят только на следующий день. Подробнее об этом читайте в статье «18 фактов о Рош а-Шана, которые должен знать каждый еврей», гл. «Шабат без шофара».
- Ваикра, 25:9.
- Шмот, 19:16.
- Йеошуа, 6:2-5.
- Там же, 6:20.
- Шофтим, 7:19-21.
- Шмуэль II, 6.
- Млахим I, 1.
- Амос, 3:6.
- Раши, там же.
- Шабат, 32б.
- Йешаяу, 27:13.
- Пиркей Де Рабби Элиэзер, 31.