Колено Леви
Леви бен Яаков – третий сын праотца Яакова. Яаков передал Леви особые права первенца при служении Творцу: его потомки должны были стать коэнами и левитами, несущими служение в Храме. Kогда у горы Синай сыны Израиля создали золотого тельца, ни один из левитов не поклонился ему. По приказу Моше левиты казнили всех, кто совершил этот грех.
Знамя колена Леви из трёх полос: белой, черной и красной – и на нём изображены урим и тумим, которые вкладывались в хошен мишпат – судебный нагрудник первосвященника.
Колено Йосeфа
Йосеф бен Яаков – одиннадцатый сын праотца Яакова. Потомки Йосефа составили два колена, получившие два надела в Земле Израиля. Cooтвeтcтвeннo, Йосеф занял в истории народа Израиля промежуточное положение между праотцами (авот) и основателями колен (шватим): с одной стороны, как сын Яакова он относится к шватим, но, с другой стороны, от него произошло два родоначальника колен – Эфраим и Менаше.
В соответствии с предсказанием мудрецов, Царь-Машиах, который возглавит народ Израиля в начальный период избавления, будет происходить из потомков Йосефа и лишь затем откроется царь из рода Давида.
Эфраим бен Йосеф – один из родоначальников народа Израиля. Знамя этого колена, как и у колена Менаше, цвета черного оникса, и на нём – изображение столицы Египта, а поверх – изображение быка, ибо в своём последнем благословении Моше сравнил колена потомков Йосефа с могучим быком.
В наше время в Юго-Восточной Азии проживают Бней Эфраим. Они утверждают, что происходят от колена Эфраимa, и что они путешествовали из Израиля через Западную Азию: Персия, Афганистан, Тибет и Китай 1600 лет назад и прибыли в южную Индию более тысячи лет назад. Их история схожа с историей афганских евреев, персидских евреев, Бней-Исраэль и Бней-Менаше в северо-восточных индийских штатах Мизорам и Манипур, которые в 2005 году получили признание главного раввината Израиля.
Менаше бен Йосеф – старший сын праведника Йосефa и внук праотца
Яакова, один из родоначальников колен Израильских, предок колена Менаше. В наши дни известно о Бней-Менаше – группе евреев
Индии, представители народностей мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам, которые заявили, что они являются потомками колена Менаше, и стали практиковать иудаизм. Бней-Менаше проживают в Индии и Израиле. Их насчитывается свыше 6 тысяч человек.
Колено Реувенa
Реувен бен Яаков – старший сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Знамя красного цвета с
изображением мандрагоры. Раввин Амстердама Менаше Бен Исраэль (17 в.) на основании бесед с путешественниками и миссионерами пришёл к выводу, что среди индейцев Южной Америки встречаются и реувениты. Возможно, потомки Реувена, известные склонностью к кочевой жизни, добрались и до Нового Света и сейчас возвращаются в Эрец Исраэль в рамках «индейский алии».
Колено Шимонa
Шимон бен Яаков – второй сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Знамя колена Шимона зелёного цветa, и на нём изображена стена города Шхема. Города шимонитов были рассеяны среди колена Йеуды и удалены друг от друга, согласно пророчеству праотца Яакова: «Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле». В этом оказался свой плюс: во время раскола Царства большая часть шимонитов осталась в Южном, Иудейском, а значит, сохранила связь со Всевышним. Благодаря этому обстоятельству, из колена Шимона вышло много учителей, соферов и мудрецов, а также один из основателей Каббалы раби Шимон бар Йохай (Рашби), написавший основополагающую книгу Каббалы «Зоар». Некоторая часть живущих сегодня евреев относятся к этому колену.
Колено Йеуды
Йеуда бен Яаков – четвертый сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля.
Его знамя небесного цвета, и на нём изображён лев. Согласно пророчеству праотца Яакова «не отойдет скипетр от Йеуды, и законодатель (будет) из среды потомков его». Царь Давид был потомком
Йеуды, а Царь-Машиах будет потомком Царя Давида. И при выходе из Египта, и при вступлении в Эрец Исраэль колено Йеуды было самым многочисленным и дало одно из трёх названий (евреи, исраэлиты, иудеи) нашему народу. Большинство живущих сегодня евреев происходят из этого колена.
Интересный факт: древнеримские полководцы, побеждавшие галлов, германцев и прочих, с удовольствием носили титулы Gallicus, Germanicus и т.п., а вот недоброй памяти отец и сын Флавии (Веспасиан и Тит), подавившие Первое Иудейское Восстание, подобный титул отклонили. Почему же? Потому что их коллег полководцев за галлов и германцев никто не считал и никогда не стал бы считать, а вот распространение иудеев – вопреки всем потерям – в Римской Империи достигло такого уровня, что злые языки, неровен час, и приписали бы императорам соответствующее происхождение.
Колено Биньямина
Биньямин бен Яаков – двенадцатый сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Цвет знамени – смесь двенадцати цветов. На нём изображён волк. Колено Биньямина, хотя и не такое знаменитое как Йеуды и Леви, но является одним из трёх колен, полностью сохранивших верность Всевышнему. Некоторая часть из живущих ныне евреев относится к этому колену. Из колена Биньямина вышел первый еврейский царь – Шауль. По преданиям некоторых племён пуштунов, крупнейшего народа Афганистана и Пакистана, которые называют себя «Bani Israil» («Дети Израиля») – они потомки царя Саула, через его внука Афгана.
Колено Данa
Дан бен Яаков – пятый сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Цвет его знамени походит на цвет сапфира, на нём изображена змея. В 5733 /1973 году тогдашний главный сефардский раввин Израиля Paв Овадья Йосеф вынес галахическое постановление, в котором признал эфиопское племя фалашей, соблюдавшее до нашего времени многие законы Торы, потомками колена Дана, и призвал всячески способствовать их возвращению на Святую Землю. Подавляющее большинство фалашей переселились в Израиль, где многие из них прошли «гиюр из сомнения».
Колено Иссахарa
Иссахар бен Яаков – восьмой сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Его знамя темно-синeе. На нём изображены солнце и луна в память о словах Танаха: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена». Грузинские евреи считаются (по распространённому мнению) потомками Иссахара.
Колено Звулуна
Звулун бен Яаков – десятый сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Знамя белого цвета с изображением корабля. Звулуниты, так же, как и даниты, были искусными мореплавателями. Вполне возможно, они приняли участие в основании еврейских поселений Средиземноморья, смешавшись впоследствии с йеудитами, покинувшими Эрец Исраэль после войн с римлянами.
Колено Гадa
Гад бен Яаков – седьмой сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Цвет знамени – смесь белого и черного цветов. На нём изображён лагерь Израиля. Есть мнение, что чернокожие евреи-игбо из Нигерии и сопредельных стран являются потомками колена Гада.
Колено Ашера
Ашер бен Яаков – девятый сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Хризолитовый цвет знамени с изображением оливкового дерева. Колено Ашера жило в мире с северными соседями, прежде всего с финикийцами. Скорее всего, они вместе основывали поселения в Средиземноморье. В более неспокойные времена ассирийцы угнали родственных им по имени ашеритов в глубинные провинции своей Империи (в сегодняшнюю Среднюю Азию), не подвергая полному уничтожению или ассимиляции. И по сей день многие имена собственные в этом регионе (географические названия, фамилии местных жителей и пр.) позволяют предположить еврейские корни, связанные с ашеритами. По всей вероятности, еврейские общины Востока (иранские, бухарские, багдадские и т. д.) ведут своё начало не в последнюю очередь от колена Ашера.
Колено Нафтали
Нафтали бен Яаков – шестой сын праотца Яакова, один из родоначальников народа Израиля. Цвет знамени напоминает цвет прозрачного красного неяркого вина. Изображена лань. Нафталитяне, подобно другим коленам, отделившимся в Северное, т. е. Израильское, Царство, проигравшее войну ассирийцам, были уведены в плен. Согласно сведений от еврейских путешественников Средневековья, нафталитяне смогли сохранить себя в окружении нееврейских народов. А значит, в современных еврейских общинах Востока присутствует и нафталийский корень. В наши дни не только бухарские евреи причисляют себя к потомкам Нафтали, но даже и пуштунский клан Нафтахни.