1. Родился в Египте
Моше родился в Египте в то время, когда началось активное порабощение евреев. Его родители, Амрам и Йохевед, происходили из колена Леви и были знатными людьми.1 У него были старшие сестра Мирьям и брат Аарон. Наши мудрецы говорят, что от рождения Моше был необычайно красив,2 силен,3 а от его лица исходил свет.4
2. Его рождение предсказали астрологи фараона
В то время правителем Египта был фараон, который желал полностью поработить евреев. Однажды придворные астрологи рассказали ему, что звезды четко указывают: вскоре родится мальчик, которому предначертано стать спасителем еврейского народа, однако, в конечном итоге, он встретит свой конец в воде.
Эти слова вдохновили фараона издать указ, призывающий топить всех новорожденных еврейских мальчиков в Ниле, чтобы потенциальный спаситель еврейского народа был убит до того, как успеет причинить правителю вред.5
Йохевед, мать Моше, родила младшего сына на три месяца раньше срока, шестимесячным.6 Когда мальчик родился, весь дом наполнился светом его святости.7 Семья скрывала малыша от египетских властей в течение трех месяцев, но дольше делать это уже не могла, потому что в их дом должны были прийти с проверкой.
Чтобы попытаться спасти сына, Йохевед положила Моше в корзину, обмазанную асфальтовой смолой, и опустила ее в воду среди камышей у берега Нила, доверив его судьбу Всевышнему.8 А сестра Мирьям осталась стоять неподалеку, молясь о судьбе брата.
3. Имя египетского происхождения
Имя Моше мальчика дала дочь фараона, Батья.
Придя на берег реки, чтобы искупаться, она заметила возле камышей корзину и услышала плач младенца. Мудрецы говорят, она потянулась за этой корзиной, но та отплыла, и тогда чудесным образом рука принцессы вытянулась сверх естественной длины,9 и Батья смогла спасти ребенка.
К своему удивлению, она обнаружила внутри прекрасного младенца, лицо которого сияло. Поняв, что это ребенок кого-то из евреев, она решила, что обязана усыновить его и таким образом спасти от верной смерти. Именно принцесса назвала мальчика Моше, что происходит от слова мишитиу (букв. «я вытащила его [из воды]»).
4. Косноязычие
Мидраш рассказывает, что, когда Моше был еще совсем маленьким, однажды, играя на коленях приемного дедушки, он схватил царскую корону и надел ее себе на голову. Это вызвало у правителя опасение, что малыш претендует на его место.
Чтобы испытать истинные намерения ребенка, королевские советники предложили фараону положить перед Моше блестящие золотые изделия и рядом раскаленные угли. Согласно их логике, если мальчик потянется к углю, значит, у него нет плохих намерений, его просто привлекают блестящие предметы.
Маленький Моше собирался потянуться за золотом, но ангел направил его руку к углям. Схватив кусок угля, он сразу же сунул его себе в рот, получив сильный ожог, и потом всю жизнь говорил с трудом.
Рабби Шнеур Залман из Ляд добавляет, что косноязычие Моше было предопределено его духовным состоянием. Его душа спустилась на землю из высшего мира Тоху («хаос»), который находится далеко за пределами нашей реальности. Этим и объясняется его неспособность полноценно говорить.
5. Побег
Моше жил в царском дворце, пока не повзрослел. Однажды, выйдя за пределы дворца, он стал свидетелем того, как надзиратель-египтянин жестоко избивает невинного еврейского раба. Убедившись, что никто не смотрит, Моше убил жестокого надсмотрщика и скрыл его тело в песке.
Однако нашлись те, кто это видел. Весть об этом достигла ушей фараона, и Моше был приговорен к смерти.
Согласно преданию, когда ему собирались отрубить голову, его шея чудесным образом стала твердой, будто из слоновой кости, и, воспользовавшись замешательством своих палачей, он сумел сбежать.10 Так он оказался в Мидьяне.
6. Был пастухом
Там Моше женился на дочери местного верховного жреца Итро, Ципоре.11 В этом браке родились два сына, Гершом и Элиэзер.12 Итро дал зятю работу, доверив ему пасти своих овец.
Однажды Моше заметил, что одна овца отбилась от стада. Он побежал за ней и в конце концов нашел отдыхающей в тенистом месте и пьющей из небольшого водоема. Мудрецы рассказывают, что в этот момент Моше с грустью воскликнул: «Я ведь не понимал, что ты убежала, потому что нуждалась в отдыхе!», — осторожно подняв овцу, он на себе понес ее к стаду.
Увидев такие заботу и сострадание Моше к животному, Всевышний сказал: «Поскольку ты проявляешь такую милость к своему стаду, Я гарантирую тебе, что ты станешь пастырем Моего народа».13
7. Бог говорил с ним из горящего, но не сгорающего куста
Неся отбившуюся от стада овечку, Моше вдруг увидел странное явление: куст ежевики горел огнем, но при этом не сгорал. Он решил подойти поближе, чтобы понять причину столь необычного явления, и в то же время к нему воззвал ангел Бога, приказав снять обувь из уважения к святому месту. Моше сразу подчинился и даже прикрыл лицо.
После этого с ним заговорил уже сам Всемогущий. Он повелел ему пойти к фараону и потребовать освободить еврейский народ. Но сначала надо было поговорить с еврейским народом, утешить людей и сказать, что Бог слышит их мольбы о помощи и скоро рабству придет конец.
Будучи необычайно скромным человеком, Моше несколько раз пытался отказаться от такой ответственной миссии, но, в конце концов, ему пришлось согласиться.
Это был первый раз, когда Всевышний с ним заговорил — и сразу открылся на таком высоком уровне.14
8. Руководил десятью казнями
В помощь Моше Бог отправил ему навстречу брата Аарона. Говорить с фараоном должен был именно Аарон. А когда фараон отказался отпустить евреев, Бог велел Моше передать брату, чтобы тот ударил своим посохом по воде Нила – и тогда она чудесным образом превратилась в кровь, тем самым лишив египтян жизненно важного источника воды.
Эта первая египетская казнь поразила не только Нил: все виды жидкости в стране превратились в кровь.15 И все же, несмотря на это, фараон отказался отпустить сынов Израиля из Египта.
Затем Бог велел Моше передать Аарону, чтобы тот вновь протянул свой посох – на этот раз весь Египет наполнился несметным числом лягушек, которые забирались всюду, в каждый уголок жилищ местных жителей, сея среди них панику.
Сначала фараон согласился освободить евреев при условии, что эта казнь будет срочно остановлена, но после того, как Моше помолился Всевышнему и лягушки исчезли, сразу передумал их отпускть.16
Так Бог насылал на Египет казнь за казнью, при этом Он укрепил сердце фараона и тот все не уступал. Только после десятой, когда по всей стране стали умирать первенцы людей и скота, фараон наконец сдался и даже умолял Моше скорее вывести евреев из Египта.
9. Вспомнил о Йосефе
Наши мудрецы рассказывают, что в то время, как весь еврейский народ собирал вещи, чтобы срочно покинуть место своих мучений, Моше отправился на поиски места захоронения праведного Йосефа, который, был наместником в Египте и спас эту страну и многих людей из близлежащих стран от лютого 7-летнего голода еще до того, как евреи оказались в рабстве.
Перед смертью Йосеф просил, чтобы его кости вывезли из Египта и захоронили в Святой Земле.17 И теперь, когда пришло время Исхода, Моше был готов исполнить его волю.
Для этого он обратился к Серах,18 дочери Ашера, которая присутствовала, когда хоронили ее дядю, и она указала, где находился саркофаг, который египтяне постарались скрыть на дне Нила, чтобы в заслугу праведника, имевшего благословение во всех делах, была благословлена и их река — главная жизненная артерия Египта.
Стоя на берегу, Моше воззвал: «Йосеф, Йосеф, пришло время избавления! Пора исполнить данное тебе обещание!». После этих слов каменный саркофаг сам всплыл на поверхность, и евреи смогли забрать его с собой.19
10. Красное море Бог разделил рукой Моше
С исходом евреев еще не закончились казни над Египтом.
Не успев опомниться от разрушений и смертей, фараон уже пожалел, что отпустил еврейский народ. Он спешно созвал армию и во главе нее пустился в погоню, желая поскорее вернуть своей стране огромное число рабов.
Настичь сынов Израиля удалось через несколько дней, когда они расположились на берегу Красного моря. Увидев на линии горизонта многочисленное войско фараона и его колесницы, сверкающие на солнце, евреи пришли в ужас: впереди них было бескрайнее море, а позади – огромное войско врагов.
В этот момент Всевышний велел Моше протянуть руку над морем. Подул сильный восточный ветер, не стихавший всю ночь, а наутро евреи увидели, какое произошло чудо: море расступилось, вода застыла, образовав безопасный широкий проход по сухому дну.
Египетская армия попыталась преследовать беглецов, но стоило им войти по тому же проходу в море, вода с грохотом покатилась и сомкнулись, потопив египтян и не оставив от их военного могущества и следа.
А сыны Израиля продолжали свой путь, оберегаемые Всемогущим. Они даже увидели тела своих преследователей и возблагодарили Бога за чудесное спасение.20
11. Прислушался к совету Итро
Услышав, что евреи благополучно покинули Египет и чудесным образом пересекли море, Итро, тесть Моше, пошел им навстречу.
Находясь в гостях у зятя, он обратил внимание на то, что Моше сам рассматривает все споры и тяжбы людей, а они целыми днями стоят в ожидании своей очереди. Тогда Итро дал Моше мудрый совет, предложив подобрать помощников и создать целую судебную систему из нижестоящих и высших судов, чтобы они разделили с Моше эту огромную ответственность. Тогда сократится время ожидания людей в очередях и, наконец, у Моше освободится время и для других дел.
Моше прислушался к совету тестя, поставил над народом судей, создав отличную систему разрешения вопросов различной сложности,21 а затем они с Итро расстались.
12. Законодатель
Бог ясно дал понять еврейскому народу, что вывел его из Египта, чтобы даровать им Тору.
В течение семи недель после Исхода евреи готовились к этому великому событию. А когда они взяли на себя обязательство соблюдать законы Торы, Всевышний явился им на горе Синай, чтобы объявить Десять Заповедей.
Тогда Моше впервые поднялся на гору на 40 дней, чтобы получить Скрижали, на которых Сам Бог вырезал слова этих речений.
Евреи с нетерпением ждали, когда спустится Моше, однако неправильно рассчитали точное время его возвращения. Из-за этого, когда их предводитель и пророк не появился в ожидаемое время, началась паника. В этом состоянии оказавшись под влиянием небольшого числа язычников-египтян, уверовавших в Единого Бога Израиля и покинувших Египет вместе с евреями, они решили создать золотого идола в виде тельца, который вместо Моше повел бы их дальше.
Спускаясь со Скрижалями в руках, Моше услышал, а затем и увидел, что происходит в лагере у подножия горы. Он опустил руки, которые до этого момента казались невесомыми – и каменные Скрижали разбились вдребезги.
Воззвав к народу, порицая его за создание идола, он уничтожил золотого тельца и снова поднялся на Синай на 40 дней — на этот раз, чтобы вымолить прощение для своего народа. В конце концов, Всевышний воспринял мольбу Моше, и тогда он принес вторые Скрижали.22
13. Больше жизни любил свой народ
После греха с золотым тельцом Бог сказал Моше, что намерен стереть с лица земли еврейский народ и начать родословную сынов Израиля от самого Моше. В ответ пророк обратился к Господу с просьбой: если Он не захочет помиловать евреев, пусть сотрет и его имя из Торы.
Но как мог Моше отказаться от своего удела в Торе ради людей, которые только что совершили чудовищный акт идолопоклонства, при первом же случае предав своего Бога?
Наши мудрецы отвечают так: связь Моше с его народом, включая даже величайших грешников, была глубже, чем его связь с Торой.23
14. Преодолел бунт Кораха
В течение 40 лет Моше вел еврейский народ через пустыню в Землю Израиля. За это время в стане вспыхивал не один конфликт, и в ряде случаев к лидерству пророка возникали претензии. Особо следует сказать о восстании Кораха, двоюродного брата Моше, который был недоволен несправедливым, как ему казалось, разделением власти.
Честолюбивый Корах сумел сплотить вокруг себя несколько сотен человек, большинство которых было из колена Реувена, и выступил против Моше и Аарона, обвинив их в захвате всей власти.
В ответ Моше предложил ему и его соратникам пройти испытание: Аарон и каждый из тех, кто хотел оспорить законность его первосвященства, должны были вознести перед Богом в своих совках благовония и посмотреть, чей дар будет принят.
Когда на следующий день Корах появился со свитой, всерьез желая проверить, не он ли более достоин, чем Аарон, с Небес сошел огонь, поглотивший 250 его сторонников. А семьи зачинщиков беспорядков — Кораха, Датана и Авирама, как и они сами, были поглощены землей.24
15. Величайший из пророков
Тора говорит: «И не было более пророка в Израиле, подобного Моше».25
Действительно, у него был уникальный уровень пророчества. В отличие от других пророков, которым Всевышний открывался только во сне, в видениях или через ангела, Моше говорил с Ним в любое время суток и без всякого посредника. Все остальные, получая пророчества, приходили в благоговейный трепет, а Моше переживал это «как если бы разговаривал с другом».26
Еще одним отличием было то, что Моше воспринимал Божественное проявление в этом мире прямо, без каких бы то ни было иносказаний, аллегорий, и ценил, и использовал свой дар во всей полноте.
Другим пророкам не были даны настолько глубокие откровения, и они могли воспринять Божественность только в более общем виде, без такого уровня ясности.27
16. Ударил по скале
В заслугу Мирьям, сестры Моше и Аарона, по воле Бога в пустыне евреев сопровождал колодец, из которого они пили во время странствий. Но после того, как Мирьям скончалась (еще до истечения 40 лет), он перестал давать воду.
За решением этой проблемы евреи обратились к своему предводителю. Тогда Моше и Аарон, в свою очередь, воззвали к Богу, и Он повелел им обратиться с просьбой к скале, и тогда она даст им воду. Но когда Моше попытался заговорить со скалой и с первой же попытки не добился результата, он решил ударить по ней посохом, как уже делал это в подобном случае.
После первого удара из скалы потекла лишь струйка воды. И только когда Моше ударил ее во второй раз, хлынула вода.
Говорят наши мудрецы, что Бог намеренно скрыл колодец Мирьям, поэтому скала, с которой пытался заговорить Моше, не произвела воду. Однако камень, о который пришелся удар посоха, был как раз одним из тех, которые составлли колодец, поэтому пошла вода.28
Всевышний осудил братьев за то, что они не выполнили Его волю в точности, и вскоре постановил, что Моше и Аарон не удостоятся войти в Землю Израиля с остальными евреями.29
17. Прожил 120 лет
Моше долго умолял Бога позволить ему войти в Землю Израиля, однако Он не уступил. И 7 Адара, в день своего рождения,30 Моше покинул этот мир в возрасте 120 лет. Тора свидетельствует, что «никто не знает места его погребения до сего дня».31
Место лидера еврейского народа занял верный ученик Моше, Йеошуа бин Нун, который и привел евреев в Землю Обетованную.
Сноски
- Согласно Талмуду (Трактат Сота, 12а), его отец считался лидером поколения. А сама Йохевед была дочерью Леви, то есть внучкой праотца Яакова.
- Шмот Раба, 1:26.
- Недарим, 38а.
- Пиркей д’рабби Элиэзер, 48.
- Раши на Шмот, 1:16, и Шмот, 1:22.
- Мидраш а-Гадоль, Шмот, 2:2.
- Раши на Шмот, 2.2.
- Шмот, 2:2-3.
- Раши на Шмот, 2:5.
- Шмот Раба, 1:30-31.
- Шмот, 2:21.
- Там же, 18:3-4.
- Шмот Раба, 2:2.
- Шмот, 3:2-4:17.
- Мидраш Раба 9:11.
- Из Шмот, 8:15.
- Шмот, 13:19.
- Подробнее о Серах читайте на нашем сайте в статье «8 интересных фактов о Серах, дочери Ашера».
- Сота, 13a.
- Шмот, 14:5-30.
- Там же, 18:14-26.
- Там же, 32.
- Ликутей Сихот, т. 21, стр. 176.
- Бемидбар, 16.
- Дварим, 34:10.
- Шмот, 33:11.
- Маймонид, Хилхот Йесодей а-Тора, 7:6, Сифрей к началу главы Матот; Ваикра Раба, 1:14.
- Раши на Бемидбар, 20:11; Мидраш Танхума, 9; см. комментарий Рамбана к этому стиху, объясняющий, в чем был виновен Моше.
- Бемидбар, 20: 8-13.
- Мегила, 13б.
- Дварим, 34:6.