1. Его история описана в книге Берешит
После того, как Тора рассказывает о сотворении мира, грехе первых людей, затем о Ноахе, пережившем Великий Потоп, и его потомках, рассеявшихся по всему свету, так и не достроив Вавилонскую башню, мы наконец знакомимся с Авраамом, чья история описана в 11-25 главах первой книги Торы.
Как ни странно, Тора практически ничего не говорит о первой половине жизни нашего праотца — повествование начинается, когда Бог повелевает Аврааму покинуть отчий дом и отправиться в землю, которую Он укажет.1 Аврааму в это время 75 лет.2
2. Первый из трех праотцов
У еврейского народа три праотца: Авраам, его сын Ицхак и внук Яаков (у которого, в свою очередь, родилось 12 сыновей, ставших основателями 12 колен Израиля).3
В юном возрасте Авраам самостоятельно пришел к тому, что «существует Бог и Он Един». Он считается первым евреем, потому что первый начал следовать указаниям Творца и распространять знания о Нем среди людей (об этом ниже).
3. Сын Тераха
Тора пишет, что Авраам был одним из трех сыновей Тераха. Сам Терах был потомком Шема, сына Ноаха.4
Отец Авраама был не просто идолопоклонником,5 он продавал истуканов. Если принять во внимание его глубокую приверженность идолопоклонству и вдобавок тесные отношения с известным злодеем царем Нимродом, обращение Авраама к Богу еще больше впечатляет.
4. И сын Аматлай
Этот факт мы знаем из Талмуда,6 где упоминаются многие неизвестные простому читателю личности, встречающихся в Танахе. В том числе есть рассказ о том, что царь Нимрод возомнил себя богом и хотел убить Авраама. Из-за этого Терах был вынужден много лет скрывать этого своего сына в пещере вместе с его матерью Аматлай.7
5. Муж Сары
Авраам женился на Саре, которая была дочерью его брата по отцу,8 Арана.9 И, когда Авраам среди мужчин начал активно распространять знания о Едином Боге, Сара стала его верной соратницей, обучая и направляя женщин.10
6. Отважный воин
Узнав, что его племянник и брат Сары Лот во время войны 9 царей оказался в плену, Авраам взял своих слуг (согласно другому мнению, только верного домоправителя Элиезера11) и разгромил всех врагов, освободив пленников.
При этом, не желая, чтобы кто-то, кроме Бога, мог сказать, что «облагодетельствовал Авраама», наш праотец наотрез отказался от каких-либо военных трофеев и наград царей, на стороне которых он сражался.12
7. Распространял знания о Боге
Живя в пустынной местности, Авраам устроил там эшель — мудрецы интерпретируют это слово двояко: как фруктовый сад, где путники могли перевести дух и поесть, или же небольшой караван-сарай.13
Давая людям возможность подкрепить силы, обеспечивая их водой для питья, наш праотец учил их благодарить Бога за Его щедрость, которая позволяла им наслаждаться благами этого оазиса. Таким образом, путники, отправляясь дальше, распространяли знания, полученные от Авраама, везде, где оказывались.
8. Ради рождения ребенка женился на египетской принцессе
Десятки лет жена Авраама оставалась бесплодной, и все равно супруги продолжали мечтать о появлении наследника. В какой-то момент Сара решилась предложить мужу взять в качестве второй жены ее египетскую служанку Агарь.
Согласно комментариям наших мудрецов, изначально Агарь была принцессой и присоединилась к дому Авраама, пока тот находился в Египте.
В соответствии с законами того времени, существовала практика давать молодых служанок своему мужу в качестве жен или наложниц, чтобы таким образом продлить род. И действительно, вскоре Агарь забеременела — Аврааму на тот момент было 86 лет.14
Однако ситуация вышла из-под контроля: зачав ребенка от своего господина, служанка перестала оказывать Саре должное уважение. Между женщинами начался затяжной конфликт, в котором спустя годы принял участие и сын Агари от Авраама, Ишмаэль, ставший прародителем арабов.15
9. По воле Всевышнего изменил имя
Авраама и Сару изначально звали Аврам и Сарай.
Тора описывает, что Бог добавил букву хэй (ה) к именам обоих супругов, назвав Аврама Авраамом (что является сокращением слов, означающих «Отец множества народов»16), а Сарай стала Сарой.17 По слову Бога, изменение имен должно было повлиять на судьбу пары, удостоив их наконец благословения в столь немолодые годы (Аврааму исполнилось 100 лет, а Саре — 90) родить сына Ицхака.
10. Выполнил заповедь обрезания
Всевышний дал Аврааму заповедь обрезания — как знак союза с Творцом. Ее также исполнили все мужчины в доме нашего праотца. С того дня было заповедано проводить эту операцию каждому еврейскому мальчику на восьмой день жизни.18
11. У него в гостях были ангелы
На 3 день после операции обрезания,19 когда болевые ощущения бывают сильней всего, Авраам сидел возле своего шатра в надежде, что появятся гости. И действительно, к нему пришли трое путников. На самом же деле это были ангелы в образе людей – Бог послал их к нашему праотцу, чтобы передать пророчества. Одно из пророчеств касалось рождения в ближайший год долгожданного сына от Сары.20
Наш праотец был необычайно гостеприимным: еще не зная, что за путники к нему пожаловали, поспешил накрыть для них стол, дал возможность умыться, утолить жажду, омыть ноги. Бегом бежал, чтобы выбрать лучшего теленка, а пока готовилось мясо, угощал путников сливками и свежим хлебом, который уже успела испечь Сара, — все это происходило в пустыне. Сын Ишмаэль был рядом и помогал отцу.
Авраам стоял подле гостей, готовый им услужить, пока они наслаждались трапезой. После такого теплого приема ангелы рассказали, заем на самом деле они пришли.
12. Молился за Сдом
От шатра Авраама ангелы продолжили путь в сторону Сдома и Аморры — им предстояло разрушить эти и другие города, ставшие рассадниками жестокости, разврата и преступности, но прежде всего спасти семью Лота.21
Когда Бог поведал Аврааму, что вот-вот должно произойти с этой местностью, наш праотец попытался уговорить Всевышнего не уничтожать города. Он надеялся, что благодаря хоть немногим праведникам, которые там жили, все остальные будут спасены.22 Но оказалось, что во всей долине Сдома и Аморры не нашлось даже 10 праведных людей, так что все живое было стерто с лица земли.
13. Высочайшая преданность Всевышнему
Ицхак для Авраама был самым долгожданным подарком Всевышнего. Когда родился этот ребенок, нашему праотцу было уже 100 лет.23 Тем не менее, когда спустя годы Всесильный повелел Аврааму принести в жертву на вершине горы Мория любимого сына, Ицхака, он беспрекословно подчинился, мало того, даже поспешил отправиться к указанному месту.
В последний момент, когда связанный Ицхак уже лежал на жертвеннике и отец занес над ним нож, Бог послал ангела, чтобы остановил Авраама и сказал ему, что это было лишь испытание его веры, а Ицхак должен жить.24
14. Приобрел Хеврон
Узнав горькую весть о кончине Сары, Авраам решил купить в Хевроне, где они жили, пещеру Махпела с прилегающим к ней полем, чтобы похоронить любимую супругу и сделать это место родовой усыпальницей.
Местные жители с большим уважением относились к Аврааму и предлагали взять приглянувшуюся ему территорию в качестве подарка. Однако он настоял на том, чтобы купить землю, и очень щедро за нее заплатил.25
Согласно преданию, эта пещера, где в дальнейшем были похоронены все наши праотцы и праматери (за исключением Рахели), была местом, где покоились тела Адама и Хавы.
15. Десять испытаний Авраама
Мудрецы Мишны26 рассказывают, что за свою жизнь наш первый праотец прошел 10 сложнейших испытаний, без тени сомнения доказав свою беззаветную преданность Богу. Таким образом он стал достойным родоначальником еврейского народа. Жертвоприношение сына было последним его испытанием.
16. Много странствовал
Сначала Терах перевез свою семью из Ур-Касдима в Харан.27
После того, как Бог повелел Аврааму отправиться в страну Кнаан и он поселился там в Шхеме28, в какой-то момент начался сильный голод, и им на время пришлось перебраться в Египет.29
Вернувшись в Святую Землю, семья сначала поселилась на юге, в Бет-Эле,30 а затем переехала в Хеврон.31
Вызволив из плена своего племянника Лота, Авраам оказался в Шалеме (будущий Иерусалим), где встретился с царем Малкицедеком,32 а затем вернулся в Хеврон, также известный как Элоней Мамре.33
После неудачной попытки спасти жителей Сдома Авраам отправился на юг, в столицу филистимлян Грар.34 Оттуда они перебрались в Беэр-Шеву, и там наш праотец прожил 26 лет35.
К тому времени, когда скончалась Сара, семья снова жила в Хевроне, и Авраам купил землю, чтобы ее там похоронить.36
Судя по всему, к тому времени, когда женился Ицхак,37 Авраам снова переехал на юг. Он еще раз женился (по одной из версий, снова на Агари) и в этом браке тоже имел детей.
Похоронен рядом с Сарой в Хевроне.38
17. Прожил 175 лет
Из Торы мы знаем, что Авраам прожил 175 лет.39 Рассказывая о позднем периоде его жизни, Писание уточняет, что он был «стар, пришел в лета».40 Наши мудрецы объясняют, что в этих словах кроется намек на особый подход нашего праотца к жизни: каждый свой день он проживал с особенным чувством, в полной мере используя потенциал этого дня. Каждую возможность для духовного роста и развития он принимал как достойный вызов.
18. Первый из семи «пастухов»
Талмуд41 упоминает Авраама среди 7 великих людей, названных «семью пастухами» и перечисленных в книге пророка Михи.42
Кроме этого, Зоар43 рассказывает об ушпизин — 7 духовных «гостях», которые каждый день праздника Суккот посещают сынов Израиля в их шалашах, где они прославляют Всевышнего и радуются своему уделу. Наш праотец Авраам возглавляет группу ушпизин.
Сноски
- Берешит, 12:1.
- Там же, 12:4.
- Талмуд, Брахот, 16б.
- Берешит, 11:26.
- Йеошуа, 24:2.
- Бава Батра, 91а.
- См. Мэам Лоэз, конец гл. Ноах.
- Раши на Берешит, 20:12.
- Берешит, 11:29, и коммент. Раши на этот стих.
- Раши на Берешит, 12:5.
- Там же, 14:14.
- Берешит, 14.
- Там же, 21:33.
- Там же, 16:16.
- 16 и 21 гл. книги Берешит.
- Берешит, 17:5.
- Там же, 17:15, и коммент. Раши на этот стих.
- Берешит, 17:12.
- Там же, 18:1, и коммент. Раши на этот стих.
- Там же, 18:10.
- Там же, 19.
- Там же, 18:17-33.
- Там же, 21:5.
- Там же, 22.
- Там же, 23.
- Пиркей Авот, 5:3.
- Берешит, 11:31
- Там же, 12:6, и коммент. Раши на этот стих.
- Там же, 12.
- Там же, 13:3.
- Там же, 13:18.
- Там же, 14.
- Там же, 18:1
- Там же, 20.
- Там же, 21:34, и коммент. Раши на этот стих.
- Там же, 23.
- Там же, 24:62, и коммент. Раши на этот стих.
- Берешит, 25:9.
- Там же, 25:7.
- Там же, 24:1.
- Талмуд, Сукка, 52б.
- Миха, 5:4.
- Зоар, Эмор, 103б.