1. Один из четырех святых городов Израиля
Несмотря на то, что весь Израиль считается Святой Землей, есть четыре города, особенных в своей святости, и один из них Хеврон (в первую очередь, Иерусалим, затем Тверия, Цфат и Хеврон).
Хеврон — единственный из этих четырех городов, где в настоящее время евреи составляют всего лишь небольшую часть населения, однако, несмотря на это, он все равно продолжает занимать особое место в сердцах евреев всего мира.
2. Праотец Авраам
Хеврон впервые упоминается в Торе как место, где наш праотец Авраам, после того как Бог сказал ему: «Встань, пройди по этой стране, в длину ее и в ширину, ибо тебе Я отдам ее»,1 — построил жертвенник для служения Всевышнему.
Место, где он поселился и поставил жертвенник, описано Торой как «Элоней Мамре, что при Хевроне».2 Эта местность называлась Мамре по имени одного выдающегося человека, который там жил. Кроме того, что он был союзником Авраама и даже помогал ему спасать племянника Лота,3 когда тот оказался в плену. И именно о Мамре мудрецы говорят как о человеке, который поддержал Авраама в том, чтобы он исполнил повеление Всевышнего сделать обрезание себе и всем мужчинам его дома.4
3. Часто Хеврон называют Кирьят Арба
Много раз Тора упоминает название Кирьят-Арба («город четырех») в отношении Хеврона. И есть мнение, что это может быть более древнее название. Так Раши цитирует мидраш, который говорит, что это место было названо таким образом из-за четырех великанов, которые там жили — Ахиман, Шешай, Талмай и их отец.
Другое объяснение состоит в том, что это название появилось благодаря четырем парам, похороненным в этом городе в пещере Махпела – речь идет об Адаме и Хаве, Аврааме и Саре, Ицхаке и Ривке, Яакове и Лее.5
В наши дни тоже существует Кирьят-Арба, правда, это современный еврейский город к востоку от Хеврона, основанный в 1968 году.
4. Авраам приобрел это место в собственность
Когда в возрасте 127 лет Сара скончалась, Авраама не было дома. Узнав о случившемся, он поспешил вернуться в Хеврон, чтобы оплакать свою жену и похоронить.
Хетты, которые в то время населяли эту местность, предложили Аврааму выбрать любую часть земли, какую он только пожелает, и его выбор пал на пещеру Махпела, которая находилась в поле Эфрона.
Сначала Эфрон предложил ее Аврааму в качестве подарка, очевидно, понимая, что тот на это не согласится. И действительно, Авраам настоял на том, чтобы заплатить за место захоронения и официально оформить сделку, чтобы в дальнейшем никто не мог оспорить право его потомков владеть этой территорией.
В итоге покупка пещеры вместе с полем обошлась нашему праотцу в 400 серебряных шекелей – Эфрон назвал сумму, немыслимую по тем временам, однако это не остановило Авраама. Так эта покупка стала первым зарегистрированным приобретением евреями земельного участка на Святой Земле.
5. Здесь погребены Адам и Хава
Пещера Махпела — согласно Зоар — обладала особым статусом еще до того, как ее приобрел Авраам.
После изгнания Адама из Райского Сада Всевышний вырубил ее в скале, находящейся у входа в Эден, чтобы в будущем, ставшие в результате своего греха смертными Адам и Хава, были похоронены именно там.6
Хотя эта пещера и окружавшая ее местность давно принадлежали семье Эфрона-хетта, он не знал этого факта — только Авраам обладал достаточным духовным уровнем, чтобы почувствовать святость и значимость этого места.
6. Место захоронения трех наших праматерей, кроме Рахели
Независимо от того, где свои последние дни проводили праотцы и праматери еврейского народа, по окончании их земной жизни все они были похоронены в пещере Махпела, за одним лишь исключением — из двух жен Яакова там была похоронена только Лея. А его любимая жена Рахель обрела вечный покой у дороги в Бейт-Лехем.
В течение всего года Хеврон (как и могила Рахели) — это место, куда съезжаются евреи со всего мира, чтобы помолиться о самом сокровенном. В непосредственной близости от захоронений (по крайней мере, приняв за ориентир имеющуюся у историков информацию) были построены синагоги, двери которых открыты для паломников.
7. Здесь жил праотец Яаков
Рассказывая историю Йосефа и его братьев, Тора говорит, что Яаков отправил своего любимого сына «из долины Хеврона»7 на поиски братьев, которые в то время пасли свой скот.
За несколько глав до этого сказано: «И пришел Яаков к Ицхаку, отцу своему, в Мамре, в Кирьят-Арбу, она же Хеврон».8 На основе этой информации многие мудрецы делают вывод, что праотец Яаков довольно длительное время жил в Хевроне.
8. До Хеврона дошли разведчики из вождей колен
12 вождей колен, которых Моше Рабейну послал разведать Святую Землю перед тем, как начать ее завоевание, дошли до Хеврона.
Тщательный анализ текста Торы открывает нам, что Калев, один из двух разведчиков, не участвовавших в заговоре, побывал в пещере Махпела, чтобы помолиться у могил праотцов.9
Примечательно, что Калев при любых обстоятельствах оставался верен Всевышнему и Моше и впоследствии был за это щедро вознагражден: при разделе Святой Земли в качестве удела для своей семьи он получил Хеврон.10
9. Хеврон был завоеван Йеошуа бин Нуном
Перед тем, как завоевать Землю Обетованную, Йеошуа, в соответствии с Торой, направил к жителям городов Кнаана воззвания. Тем, кто был готов уйти из этой страны, он предлагал уйти (гиргаши, одно из кнаанских племен, переселилось в Африку). Тем, кто желал остаться, отказавшись от идолопоклонства, он предлагал мир. А тех, кто не желал ни отказаться от идолопоклонства, ни уходить, вызывал на войну. Первым избрал войну царь Йерихо (Иерихона), и такое же предпочтение сделало большинство правителей Кнаана.11
Захват земли продолжался в течение семи лет.12 Под руководством Йеошуа сыны Израиля одержали победу над армиями 31 царя Кнаана, завоевав такие крупные города, как Хеврон, Лахиш, Арад, Хацор, Мегидо и другие. Однако многие участки Святой Земли оставались непокоренными, в том числе важные приморские города, где жили фелистимляне: Газа, Ашдод, Ашкелон, Гат и другие.13
10. Один из городов-убежищ
Хеврон был одним из городов, которые Тора определяет как «города-убежища».14
Всего на территории Израиля было 6 таких городов, и все они были из числа 48, предназначеных для проживания представителей колена Леви.15
Таким образом, во-первых, левиты (священники), не получившие во владение свою часть на Земле Израиля, могли жить в Хевроне. А во-вторых, там по закону могли укрываться от кровомстителей люди, совершившие непреднамеренное убийство.
11. Столица царства Давида
Во времена царя Давида Хеврон был крупным духовным, политическим и социальным центром страны.
До того, как Давид начал править в Иерусалиме, построив себе там дворец, Хеврон был его резиденцией в течение семи с половиной лет.16
Спустя годы Хеврон стал местом, где его сын Авшалом начал свое восстание против отца.
12. Отсюда были лучшие овцы для жертвоприношений
В святом Иерусалимском Храме постоянно совершались жертвоприношения соответствующих животных. Талмуд сообщает, что, пытаясь выбрать для жертвы Всевышнему самых лучших ягнят, евреи приобретали скот, выращенный на холмах Хеврона, природа которых буквально дышала здоровьем.17
13. Хеврон был захвачен Йеудой Маккавеем
В период Второго Храма Хеврон был укрепленным городом, которым управляли захватившие его ранее идумеи.18 Йеуда Маккавей нанес им поражение и взял Хеврон, а затем, спустившись к морю, направился к Иерусалиму.
Мудрецы говорят о том, что была битва за Хеврон и его пригороды, в результате которой Йеуда разрушил укрепления города и сжег оборонные башни.19
14. Вклад царя Ирода
Царь Иудеи Ирод, который запомнился всему миру невероятной жестокостью и страстью к строительству грандиозных зданий, огородил пещеру Праотцов огромным прямоугольным корпусом.
Имея прочные стены толщиной почти в два метра, это сооружение является частью комплекса, который сохранился и до наших дней.
Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что камни его стен напоминают камни Котеля, который также был построен в период царствования Ирода.
15. Евреи оставались там большую часть изгнания
Даже после того, как римляне разграбили Иудею и отправили евреев в изгнание, еврейский народ продолжал жить в Хевроне, пока это было возможно.
В период крестоносцев евреи были изгнаны и из Хеврона, но позже некоторые мусульманские правители разрешали им возвращаться туда жить.
Даже при крестоносцах евреи старались посещать Хеврон и возносить молитвы вблизи могил праотцов и праматерей.
Маймонид и известный еврейский путешественник рабби Биньямин из Туделы оставили письменные свидетельства о том, как они посещали Хеврон и молились там в середине 12 века.
16. Часть изгнанных из Испании евреев поселились в Хевроне
После того, как испанские король Фердинанд II и королева Изабелла изгнали всех евреев, которые отказались принять христианство, часть испанских изгнанников добралась до Хеврона и там поселилась. Во главе с рабби Малкиелем Ашкенази они в 1540 году построили синагогу имени Авраама Авину.
Спустя несколько столетий синагогу на нижнем уровне здания приобрел в собственность рабби Дов Бер, и сейчас это старейшая синагогой Хабада в мире.
17. Из ашкеназов в начале 19 века первыми пришли хасиды
Ашкеназская община Хеврона была основана группой хасидов Хабада в 1815 году. На протяжении нескольких десятилетий ее возглавляли ребецн Менуха Рахель Слоним, дочь рабби Дов Бера, и ее муж, рабби Яаков Кули Слоним. Авторитет ребецн распространялся за пределы общины — ее совета и благословений искали как еврейские, так и арабские жители Хеврона.
В наши дни дом, где жила ребецн с мужем, отреставрирован, и там живет несколько еврейских семей.
18. Сефарды и ашкеназы жили бок о бок
Хеврон был домом как для ашкеназских, так и для выдающихся сефардских общин.
Рабби Хаим Рахамим Йосеф Франко (а-Хариф), лидер сефардской общины, родившийся на Родосе, построил здесь одноэтажное здание больницы «Хесед Авраам» («Милость Авраама»). В 1912 году был надстроен второй этаж. Больница абсолютно бесплатно обслуживала как евреев, так и арабов.
С 1909 года она стала известна как Бейт-Хадаса — после того, как Американская сионистская организация под названием Хадаса взяла на себя ответственность за ее медицинский персонал.
Однако в 1929 году во время жестокого погрома, организованного враждебно настроенными арабами, больница была разграблена, а ее директор, доктор Бенцион Гершон, и его семья были зверски убиты. Впоследствии в этом здании долгое время находилась арабская школа для девочек.
После войны 1967 года внук а-Харифа, Авраам Франко, передал дом в собственность раввину Моше Левингеру. Но Израильская армия не пропускала туда евреев, и дом стоял закрытый и пустой.
Этот запрет был официально снят только в 1980 году.
Сейчас здание восстановлено, в нем располагается Музей Хеврона, созданный Шмуэлем Мучником, который работает там художником и экскурсоводом.
После кончины а-Харифа руководство сефардской общиной взял на себя рабби Хаим Хизкияу бен Рафаэль Элияу Медини — крупный еврейский мыслитель, известный своей энциклопедией еврейского права Сде Хемед.
19. Там были известейшие ешивы
В 1911 году рабби Шолом Дов Бер отправил некоторых из своих самых опытных учеников из Любавича в Хеврон, чтобы основать там ешиву Торат Эмет. Однако это доброе начинание не смогло осуществиться в полной мере из-за начала Первой мировой войны.
Поскольку Турция, под властью которой тогда находилась Святая Земля, встала на сторону немцев, многие из учеников ешивы, которые были гражданами России, были вынуждены покинуть страну. В конце концов, ешива была перемещена в Иерусалим, где стала одним из мировых центров изучения Торы и является им по сей день.
А в 1924 году в Хевроне был основан филиал знаменитой на весь мир ешивы Слободка, которая относится к литовскому течению иудаизма. Она процветала до тех пор, пока активная еврейская жизнь города не оборвалась в результате дикой хевронской резни.
После этого Слободка также была перенесена в Иерусалим, где число ее учеников стало расти буквально в геометрической прогрессии. Кстати, до сих пор в разговорной речи эту ешиву нередко называют именно «хевронской».
20. Десятки евреев были убиты в хевронской резне
Гармоничную жизнь еврейской общины в Хевроне прервалась летом 1929 года. Враждебно настроенные арабы организовали жесточайший погром – с грабежами, изнасилованиями, убийствами, всевозможными беспорядками, и осуществляли все это жители Хеврона из мусульман. Среди жертв были маленькие дети, женщины, студенты ешив и пожилые люди – 67 человек, в том числе члены семьи Слоним, которые, как уже говорилось, были хорошо известны как евреям, так и мусульманам, проявляя себя по отношению к соседям только с доброй стороны.
Оставшихся в городе после погрома евреев эвакуировали англичане.
После войны Израиля за независимость 1948 года Хеврон попал под власть Иордании, и евреи не возвращались туда жить вплоть до окончания Шестидневной войны 1967 года.
21. Еврейская жизнь возобновилась после Шестидневной войны
После невероятной и полной чудес победы евреев в Шестидневной войне люди с воодушевлением отнеслись к идее возобновить в Хевроне олноценную еврейскую жизнь.
Со временем Кирьят-Арба выросла, и евреи стали селиться в самом центре Хеврона, возвращая себе бывшие еврейские владения и восстанавливая их былое величие.
Синагога Авраама Авину, Бейт-Хадаса и другие еврейские учреждения постепенно снова стали функционировать. Вновь зазвучали голоса изучающих Тору и молящихся.
22. Хеврон официально разделен на две неравные части
После подписания в Осло Соглашения в августе 1995 года и Хевронских Соглашений в январе 1997-го власть над городом была диспропорционально разделена между Израилем и Палестинской национальной администрацией.
Значительная часть города, 80% его территории, получила название «H1» и оказалась под контролем так называемых палестинцев, и только 1/5 часть всей территории, обозначенная как «H2», осталась евреям.
И, тем не менее, несмотря на все трудности, с которыми евреи по сей день сталкиваются при посещении Хеврона, по-прежнему они со всего мира едут в город праотцов к пещере Махпела.
Каждый год перед Шабатом, когда читают недельную главу Хаей Сара, в которой рассказывается, как праотец Авраам приобрел в собственность участок в Хевроне за 400 полновесных серебряных шекелей, в Хеврон съезжается огромное число евреев, чтобы провести особенный Шабат в по-настоящему исторической атмосфере.
23. Молитвы евреев возносятся к Всевышнему через Хеврон
Вопреки опасности и многочисленным препятствиям, с которыми Израильская армия все же находит возможность бороться, в Хеврон регулярно приезжают евреи, чтобы ощутить особую святость этого древнего города и помолиться.
Обычно считается, что все молитвы возносятся на Небеса через Храмовую гору в Иерусалиме, в частности, через то место, где раньше стоял святой Храм.
Но существует и более древнее мнение, согласно которому перед тем, как подняться к Всевышнему, наши молитвы направляются в Хеврон, потому что пещера Махпела является тем самым «тоннелем», который связывает наш мир с Райским Садом.20
Сноски
- Берешит, 13:17.
- Берешит, 13:18.
- Берешит, 14.
- Время от времени Тора называет называет это место Эшколь, по имени брата Мамре (см. Берешит Раба, 58:4).
- Раши, Берешит, 23:2.
- Зоар Хадаш, Рут; Зоар, 1:127–128.
- Берешит, 37:14. Обратите внимание, что комментарий Раши на этот стих подразумевает, что в этом случае Тора может не описывать буквальное географическое положение Яакова.
- Берешит, 35:27.
- Раши, Бемидбар, 13:22.
- Йеошуа, 14:6; Шофтим, 1:20.
- Дварим Раба, 5:14; Рамбам, Мелахим, 6:5.
- Седер Олам Раба, 11; Седер а-Дорот.
- Йеошуа, 12:9—13:5.
- Йеошуа, 21:13.
- Бемидбар, 35:6-7.
- Шмуэль II, 2:11.
- Талмуд, Менахот, 87а.
- То же, что эдомитяне; язычники. Иудейский царь Гиркан, захватив Идумею во II веке до нашей эры, обратил идумеев в иудаизм, в частности, ввел среди них обрезание.
- Маккаби I, 5:65.
- Это мнение приводится в том числе Любавическим Ребе.