Виленский Гаон о семи духовных опорах, которые дают возможность человечеству и всему миру двигаться к совершенству, и объяснение рава Натана Ротмана скрытого в Торе.
Пять вещей и еще две
Виленский Гаон в комментарии на книгу Мишлей (Притчи) пишет, что весь мир стоит на семи духовных опорах, и это то, что способствует продвижению человечества и всего мира к совершенству.
О каких опорах идет здесь речь?
Виленский Гаон поясняет, что пять из этих вещей сообщает нам Тора в главе Экев (Дварим, 10:12-13): «А теперь, Израиль, чего Бог, Всесильный твой, требует от тебя? Только страха перед Богом, Всесильным Твоим, идти всеми путями Его, и любить Его, и служить Богу, Всесильному твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей, соблюдать заповеди Бога и установления Его, которые я повелеваю тебе сегодня на благо тебе».
Еще раз назовем эти пять вещей:
- страх перед Богом,
- идти всеми путями Его,
- любить Его,
- служить Богу,
- соблюдать заповеди Бога и установления Его.
В той же главе упомянуты ещё две вещи – необходимость «обрезать крайнюю плоть сердца» и то, что мы не должны быть «жестоковыйны». (Бог, укоряя евреев, называет их буквально «народом с твердой шеей», переводы интерпретируют это как «непреклонный», «упрямый», но одним этим смысл слова не исчерпывается.)
Объяснение рава Натана Ротмана
Первые пять вещей мы уже обсуждали в статье «Пять вещей, которые Бог требует от нас», теперь осталось выяснить, что значит «обрезать крайнюю плоть сердца» и не быть «жестоковыйными».
Кроме того, нам необходимо понять, почему эти две вещи упомянуты отдельно от остальных.
С этими вопросами я обратился к моему учителю раву Натану Ротману, и вот что он ответил.
Из того, что последние две вещи упоминаются отдельно, мы видим, что у них есть существенное отличие — они говорят об устранении недостатков, без чего было бы невозможно осуществить те пять вещей, которые необходимы для служения Творцу.
Подобное мы видим и в случае со сфирот (сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец управляет миром). Как известно, есть 7 «нижних» сфирот. Напомним их: Хесед (милосердие), Гвура (строгость), Тиферет (великолепие), Нецах (вечность), Год (величие), Йесод (основа), Малхут (царство).
2 из этих сфирот — Нецах и Год – связаны с устранением «неисправностей» в мире, представляя тем самым возможность полноценно реализоваться пяти упомянутым качествам. По этой причине Зоар называет их «поддерживающими истину».
Два вида ецер а-ра
А что же подразумевают требования «обрезать крайнюю плоть сердца» и не быть жестоковыйными?
Рав Ротман пояснил, что эти две вещи связаны с двумя видами йецер а-ра, которые Виленский Гаон упоминает в комментарии на Мишлей: с одной стороны, гнев и гордыня, с другой — вожделение.
Обрезание сердца – это обуздание вожделений, а преодолеть жестоковыйность можно, отказавшись от гнева и гордыни.
Только когда человек скромен, спокоен, свободен от вожделений, он в состоянии прислушаться к голосу Творца и, работая над самосовершенствованием, проявлять все то, что Бог от него желает.
«Если человек обладает нежной и чувствительной душой…»
Хазон Иш в начале своей книги «Вера и упование» пишет:
«Если человек обладает нежной и чувствительной душой, он спокоен и не терзаем голодом вожделений; когда глаз его любуется зрелищем выси небесной и безднами земли, тогда он потрясен и взволнован, ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна».
Когда человек способен ощущать взволнованность при виде чудесного мира, который его окружает? Только когда он «обладает нежной и чувствительной душой», когда скромен и спокоен и когда его не терзают гнев и «голод вожделений».