…включая удивительное происхождение Maxwell House
О кофе узнали ещё в Африке тысячи лет назад. На протяжении веков евреи играли ключевую роль в создании и улучшении этого напитка, а также в культуре его потребления. Ниже представлены восемь малоизвестных фактов о евреях и кофе.
Эфиопское происхождение
В течение многих столетий листья кофейного дерева и его ягоды использовались эфиопами в качестве дополнения к основному напитку из обжаренных бобов. Согласно эфиопским традиционным знаниям, стимулирующая сила кофе была обнаружена людьми, наблюдающими за козлами, которые поедали кофейные листья, а затем гарцевали с удвоенной силой, приняв «дозу» кофеина.
Еврейское население Эфиопии приняло кофейный напиток как национальную традицию и сохранило церемонию «буна»: женщина-домохозяйка зажигает благовонные лучины, заваривает крепкий кофе, а затем раздаёт ароматные чашки всем членам семьи и друзьям, находящимся в предвкушении волшебного напитка, подаваемого с арахисом или жареным ячменём. В последние годы евреи Эфиопии перебрались в Израиль, а с ними перекочевал в Эрец-Исраэль прекрасный напиток кофе вместе с эфиопской традицией и ее поклонниками.
Напиток тысячелетий
Мусульмане-суфисты из Йемена были первыми людьми, которые начали обжаривать и варить кофейные бобы и переправлять кофе из Эфиопии через Аденский залив. Там же, приблизительно в 1000 году нашей эры, он стал самым популярным напитком среди йеменских евреев и мусульман.
Историк Эллиот Хоровиц задокументировал тот факт, что благочестивые евреи ценили в новом напитке кофеин как стимулирующее средство, позволяя учёным и мудрецам Торы пить его на ночь во имя изучения Торы. Ранние потребители кофе столкнулись с рядом вопросов: считать ли новый напиток пищей или лекарственным средством? И какое благословение следует произносить над напитком из кофейных бобов? (Постановили, что кофе нужно рассматривать в качестве пищевого напитка, а не лекарства, и над ним следует произносить благословение Шеѓаколь).
Из Йемена «кофейная лихорадка» распространилась на север Османской империи после того, как турки-османы захватили Йемен в 1563 году. Первые кофейни зародились в Константинополе; к середине 1500-ых годов город не мог не похвалиться такими заведениями, привлекая мужчин (только лишь мужчин, т. к. женщины пили кофе дома) со всех краёв земли. Кофейни вскоре стали популярны и в других ближневосточных городах, включая Каир, Дамаск и Мекку. Евреи, христиане и мусульмане развивали уже существующие кофейные традиции, сохраняя при этом свой особый стиль приготовления и подачи этого напитка. По словам историка кулинарии Гиля Маркса, евреи Ближнего Востока добавляли в кофе сахар, в то время как арабы предпочитали пить его без подсластителей.
В 1553 году каирский рабби Давид бен Аби Зимра (Радбаз) ответил на многочисленные вопросы, связанные с кофе, а также призвал каирских евреев пить кофе дома, а не в кофейнях. Еврейская писательница Клаудия Роден, знаток кулинарии, выросшая в Каире, вспоминает, что в детстве кофе «подавали по поводу и без повода». Когда-то известным еврейско-испанским восклицанием было «caves de alegria!», что буквально означает «кофейная радость».
Контрабанда кофейных зёрен
Для османов кофе также представлял особую ценность. Они переправляли зёрна из Йемена в Суэц, а затем караваном — в Александрию. Оттуда французские и венецианские купцы поставляли кофе на Ближний Восток и в Европу; многие из торговцев, особенно венецианцы, были евреями. Кофе стал такой «золотой жилой», что «оттоманы» запрещали кому-либо экспортировать кофейные деревья или жизнеспособные семена, способные к прорастанию. По этой причине разрешалось вывозить из Йемена только обжаренные зерна, что препятствовало их росту в других местах.
Однако в 1600-ых годах контрабандистам удалось вывезти из Йемена в Индию не обжаренные семена. В 1616 году отважный голландский исследователь сумел провезти даже целое кофейное дерево из Адена и доставить его в Голландию. Вскоре кофе стал расти в голландских колониях, таких как: Цейлон, Ява, Суматра, Тимор и Бали. В течение многих лет нидерландцы контролировали международный рынок кофе. Еврейские торговцы, уже знакомые с кофейным промыслом, начали поставлять кофе прямо в городские кофейни: такой рынок сбыта был впервые открыт евреями в Европе.
Еврейские кофейни
Коль скоро кофе добрался и до Европы, он появился в новых городах благодаря евреям. Первая кофейня в Европе открылась в Ливорно (Италия), и ее открыл еврейский лавочник в 1632 году. А первая кофейня Англии — «Angel Inn» — была основана в Оксфорде в 1650 году ливанским иммигрантом, которого называли «еврей Яаков». Четыре года спустя, еврей, по имени Сирк Якобсон, открыл вторую оксфордскую кофейню «Queen’s Lane», которая существует и поныне, и является старейшей кофейней на земле. Евреи, наряду с армянскими, турецкими и греческими купцами, открывали кофейни по всей Франции, Голландии и других странах Европы.
Но антисемитские законы ограничивали деятельность евреев в поставках кофе. Итальянский город Верона запретил евреям продавать кофе женщинам. В Германии, по словам израильского историка Роберта Либерлеса, власти пытались открыто запретить евреям продавать кофе, однако вскоре ситуация изменилась, и Германия стала надёжным домом для кофейной культуры, большая часть которой была заложена евреями.
«Патриотический» напиток США
Ранние американские колонисты пили чай, как их английские соратники, до тех пор, пока Бостонское чаепитие (сопротивление жителей Британской Америки «Чайному закону») было принято британским парламентом в 1773 году, но горячие напитки не стали вопросом политического уровня. Кофе начал восприниматься как патриотический американский напиток, а кофейни, становясь местом встреч, где люди всех слоёв общества обсуждали политику и другие вопросы, достигли в американских городах наибольшего расцвета.
В течение последующих столетий еврейские торговцы кофе способствовали росту его спроса. «Евреи обнаружили, что торговля оптом и в розницу стала для них в Соединённых Штатах» коммерческой площадкой, — отмечает Дональд Скинхолт, президент нью-йоркской компании «Gillies Coffee», старейшей кофейной компании в мире. Некоторые из самых популярных сегодня кофейных брендов в США и за его пределами, включая «Chock Full O Nuts» и «Starbucks», были основаны евреями.
Кофейная культура
В 1800-ых годах кофейни стали бурно развиваться и набрали популярность в европейских городах, таких, как Вена, Берлин, Прага, Варшава и Будапешт. Кофейням покровительствовали, в основном, евреи, не случайно еврейская интеллигенция всегда отождествлялась с европейской «кофейной культурой». Австрийский еврейский писатель Стефан Цвейг описывал кафе в своём родном городе Вена как «разновидность демократического клуба, открывающегося для каждой души за чашечку недорогого кофе; с таким заказом, человек мог часами просиживать за своим столиком, писать, общаться, играть в карты, получать почту и, что важно, иметь неограниченный доступ к разнообразным газетам и журналам».
В Берлине польские евреи, говорящие на идиш, селились в захудалых районах на северо-востоке от города и часто встречались в знаменитом «Романском кафе», которое завсегдатаи прозвали «Rachmones (Pity) Cafe» («Кафе сострадания») за его скудную мебель и постоянных посетителей-бедняков. В книге «Идиш в Веймаре и Берлине», редакторы Геннди Эстрайх и Михаил Крутиков приводят целый список частых гостей кафе, вошедших в фольклор на языке идиш, вместе с их шутками, которые они там рассказывали. Великий писатель Исаак Башевис-Зингер (Ицхок Зингер), творивший на идиш, подметил в шутку, что если бы истории, написанные еврейским писателем Шоломом Ашем «писались грамматически правильно на языке идиш, то дух его произведений давно бы канул в лету»; писатель Довид Номберг Херш с усмешкой утверждал, что воздух в кафе, пропитанный табаком, был просто идеален для его туберкулёза, потому что «ни одна зараза» не могла в нём выжить.
Уже названная нами еврейская писательница (книги по кулинарии) Клаудиа Роден отмечает, что «еврейские эмигранты «развезли» с собой по всему миру модель венской кофейни: деревянные стулья с гнутой, фигурной спинкой, мраморные столы, отделка в стиле рококо, большие зеркала, огромные подвесные люстры, старинные плакаты и объявления; черно-белую униформу официанток, а также пончики и всевозможную выпечку».
Исследуя израильские кофейни, госпожа Роден встретила одного из владельцев кофейной сети, который сообщил ей, что в своих кофейнях он не может использовать современную отделку интерьера, так как в еврейском сознании крепко засела обстановка европейского декора того времени в сочетании с культурой приготовления кофе.
Maxwell House — сертификация кошерности
Когда кофе распространился среди американских евреев, некоторые его потребители ошибочно полагали, что напиток производят из бобов, а не из ягод кофейного дерева. (Предполагалось, что, если кофейное дерево приносит бобы, то любой напиток, сделанный из них, должен быть китнийот, или запрещен для использования на праздник Песах; к счастью, к кофе это не относится, так как напиток готовят из ягод, которые являются кошерными для праздника Песах).
В 1923 году компания Maxwell House наняла главу одного из еврейских рекламных агентств Нью-Йорка, Джозефа Якобса, чтобы он помог распространить информацию о том, что кофе не запрещен для употребления в Песах. Господин Якобс, проконсультировавшись с ортодоксальным раввином, помог своему клиенту создать незабываемую рекламную кампанию, которую когда-либо знала история: при покупке кошерного кофе Maxwell House начала активно печатать и распространять бесплатно пасхальные агадот «Maxwell House» специально для Песах. Сегодня, спустя более 80 лет с момента раздачи первой Maxwell House Агады, компания распространила свыше 50 миллиардов агадот.
Кофе по-израильски
На сегодня Израиль считается одним из самых «кофеинозависимых» государств. Согласно недавнему опросу, среднее количество потребляемого кофе в этой стране сводится к более, чем 100 литрам кофе в год, что примерно вдвое превышает средний уровень потребления кофе в Америке. Кофе в Израиле уже становится «доморощенным» ремеслом, а само еврейское государство может гордиться своей уникальной, обогащённой кофейной культурой. Как бы ни пытался крупный кофейный «спрут» «Starbucks» монополизировать израильский рынок, евреи не изменяли своим местным кофейным заведениям. И в 2003 году Starbucks вынужден был закрыть шесть своих филиалов на территории Израиля.
Одним из самых популярных сортов кофе в Израиле считается крепкий турецкий кофе. Иногда его называют кофе «боц», что в переводе с иврита означает «грязь»; для того, чтобы насладиться крепким, радушным «характером», чёрный турецкий кофе подают в небольших чашках, и, по желанию, добавляют сахар. Другой вид израильского напитка — кофе «афух», или кофе «наоборот»: в отличие от «капучино», эспрессо вливают в горячее молоко. К исключительности ещё одного популярного израильского кофе можно отнести кофе со льдом, или айс-кафе: в чашечку подслащённого кофе высыпают кусочки измельчённого льда. «Кафе кар», дословно означающий на иврите «холодный кофе», представляет собой освежающую смесь прохладного кофе, молока и льда.