1. Его можно называть и Хешван, и Мархешван
Как и названия других месяцев еврейского календаря, используемые современными евреями, слово Хешван пришло с нами из Вавилона.1 Однако существует два варианта этого названия: «правильное» имя, записанное в Талмуде и использующееся в юридических документах — это Мархешван, а в разговорном языке просто Хешван. Что же случилось с приставкой «Мар-»? Существует несколько объяснений того, что она означает, но самое распространенное говорит о том, что с иврита «мар» переводится как «горький», а кому хочется лишний раз ощущать горечь во рту?
2. Это второй и восьмой месяц
У еврейского года есть (как минимум2) два «начала» — в весеннем месяце Нисан и осеннем месяце Тишрей. Хешван является восьмым месяцем от Нисана и вторым после Тишрея, когда мы отмечаем самые главные праздники года, в том числе, Суккот — праздник особенной радости.
Следуя сразу после Тишрея, Хешван становится периодом возвращения к рутине, передающим нам вдохновение, накопленное в предыдущем месяце, на предстоящую вскоре долгую и холодную зиму.
3. Знак зодиака — скорпион
Мазаль (знак зодиака) Хешвана — акрав (скорпион). Наши мудрецы говорят, что этот знак как нельзя кстати подходит для месяца, следующего за судебным процессом над человечеством, вершившимся в Тишрее, которому соответствует знак весов. Те, кто потерпел неудачу в суде, теперь испытывают на себе жалящие последствия своих проступков.3
Согласно другому объяснению,4 это время защиты еврейского народа, о котором пророчествовал Йехезкель: «А ты, сын человеческий, не бойся их и речей их не бойся; (и) хотя воспротивятся и терниями (станут) для тебя, – ведь живешь среди скорпионов, – речей их не бойся и лиц их не страшись, ибо они – дом мятежный».5
4. Царь Шломо окончил строительство Храма
Один из самых известных лидеров народа Израиля царь Давид мечтал построить дворец, который стал бы обиталищем Всевышнего в нашем мире. Но несмотря на всю праведность этого выдающегося человека, Бог сказал, что он не сможет осуществить задуманное, так как вел много войн и проливал кровь. Воплотить идею строительства Храма был удостоен сын царя Давида, унаследовавший после него престол — Шломо.
«И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Исраэлем, в месяце Зив {Ияр}, втором месяце, (начал) он строить дом Господу».6
После семи лет труда работники царя Шломо завершили строительство Первого Святого Иерусалимского Храма. Это произошло «в месяц Буль, – месяц восьмой».7 Слово буль, судя по всему, связано со словом «увядание», и в Хешване действительно постепенно начинают увядать ветви и оставшиеся в поле колосья.
5. Начался и закончился Великий Потоп
Изначально мудрецы предполагали несколько возможных временных периодов, когда мог происходить Великий Потоп. Талмуд отмечает, что еврейские мудрецы (в отличие от мудрецов других народов) приняли в этом вопросе точку зрения рабби Элиэзера.8 По его словам, дождь начал идти 17-го Хешвана, в 600-й год жизни Ноаха.9 Талмуд объясняет, что хотя это время и было абсолютно естественным для дождя, но мощнейший поток воды и тот факт, что вышли из-под земли наверх горячие источники, доказали, что происходящее было сверхъестественно.
После более чем года, проведенного на борту ковчега, Ноах, его семья и все спасенные животные вышли из ковчега — и это было 27-го числа месяца Хешван.
6. В Израиле молитву о дожде начинают читать 7-го Хешвана
Начиная с Минхи праздника Шмини Ацерет, мы трижды в день, читая молитву Шмоне Эсре, называем Всевышнего “Дарующим дождь”. Однако сама просьба о дожде не озвучивается до более позднего времени. В Земле Израиля это впервые происходит 7-го Хешвана. Во времена Храма этот день был датой, когда последние из паломников возвращались после Суккота из Иерусалима домой, и теперь можно было быть уверенными, что дождь никого не застанет в дороге.
За пределами Израиля мы начинаем молиться о дожде несколько позже, с вечера на 5 декабря, когда дожди начинались в Вавилоне, центре общин диаспоры древности.
7. Посты
Существует древний ашкеназский обычай поститься в первый и второй понедельники, а также в первый четверг еврейских месяцев Хешван и Ияр — т. е. вскоре после праздников Суккот и Песах.
Эти посты служат для искупления любого непреднамеренного греха, который мог быть совершен в результате чрезмерной легкомысленности и веселья во время праздников, когда люди не работали в течение длительного периода времени. Из-за особого статуса месяцев Тишрей и Нисан эти посты отложены до следующих за ними месяцев.
8. Он может длиться 29 или 30 дней
Обычно еврейские месяцы чередуются по продолжительности. Один состоит из 29 дней, следующий — из 30, и так далее. Исключения составляют Хешван и следующий за ним Кислев, которые могут (а) оба длиться 29 дней; (б) оба длиться 30 дней; (в) или длиться по 29 и 30 дней соответственно, что позволяет не сбивать порядок чередования.
9. Йорцайт праматери Рахели
11-го Хешвана обычно отмечают йорцайт (годовщина смерти) нашей праматери Рахели, известной евреям во всем мире как Мама Рахель. Согласно истории, она скончалась по пути в Бейт Лехем, куда направлялась вся ее семья. Праотец Яаков похоронил любимую жену там же, чтобы в будущем она могла оплакивать перед Всевышним своих потомков, когда их будут уводить в изгнание по этой же дороге, и Он смиловался бы над Его народом в ее заслугу.
Могила Рахели, расположенная в современном Вифлееме, представляет собой настоящий магнит для молитв, в связи с чем к ней регулярно съезжается огромное количество молящихся. Считается, что особой силой обладают молитвы, произнесенные 11-го Хешвана и в ближайшие к этому числу дни.
Сноски
- Подробнее об этом читайте на нашем сайте в статье “Откуда пришли названия еврейских месяцев?”
- Мишна, Рош а-Шана, 1:1.
- Мидраш Песикта Рабати, 20.
- Мидраш Мегилат Эстер, 3:1.
- Йехезкель, 2:6
- Млахим I, 6:1.
- Млахим I, 6:38.
- Талмуд, Рош а-Шана, 11б.
- Берешит, 7:6