Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Полная история праздника Ханука

Под правлением сирийцев

Более 2000 лет назад был период, когда Израиль оказался частью Сирийско-греческой империи, среди правителей которой доминировали сирийские цари династии Селевкидов.

Чтобы прийти к истории, которая повествует о событиях Хануки, мы начнем с Антиоха III, царя Сирии, который правил с 223 по 187 гг. до н.э. Он вел долгую войну с царем Египта Птолемеем за право владения Землей Израиля. Антиох III победил, и Израиль был присоединен к его империи. В начале своего правления он благосклонно относился к евреям и даже предоставлял им некоторые привилегии. Однако позже он был повержен римлянами, которые обложили его большой данью, и это бремя легло на различные народы, наполняющие его империю, которые теперь оказались вынуждены регулярно поставлять в казну золото, так вожделенное римлянами. На евреев был  наложен огромный налог, который был на грани и даже за гранью их возможностей. А когда Антиох скончался, на престол взошел его сын Селевк IV, которые стал притеснять евреев еще сильнее.

В то же самое время к финансовым неприятностям добавилась серьезная опасность, которые угрожала иудаизму изнутри. Постоянно росло количество эллинистов — евреев, которые перешли к идолопоклонству и приняли соответствующие идеи и образ жизни, пытаясь быть частью сирийского общества. Йоханан, служивший в то время первосвященником, видел большую угрозу для иудаизма в постепенном усилении сирийско-греческого влияния на Святую Землю. Потому как, в отличие от культа внешней красоты, который существовал в этой культуре, иудаизм восхваляет истину и духовную чистоту, как это предписывает Всевышний в Своей святой Торе. А еврейский народ никогда не должен отказываться от своей веры в Бога и Торы и перенимать идолопоклонство у окружающих его народов.

Поэтому Йоханан возражал против любых попыток со стороны евреев-эллинистов насадить в Израиле греческие и сирийские обычаи, из-за чего те испытывали к нему довольно сильную неприязнь. В качестве мести один из них передал царю через его приближенных, что в сокровищнице Храма есть, чем поживиться.

Так называемые “сокровища” Храма представляли собой накопления из монет достоинством в полшекеля, которые ежегодно приносились всеми взрослыми евреями. Это было необходимо для покупки животных для регулярных храмовых жертвоприношений, а также для ремонтных работ в самом Храме. Другая часть казны состояла из капиталов еврейских сирот, которые они должны были получить по достижению совершеннолетия. Селевку отчаянно нужны были деньги, чтобы заплатить римлянам. Он послал своего министра Гелиодора забрать деньги из сокровищницы Храма. Напрасно первосвященник Йоханан умолял его не делать этого. Гелиодор не желал ничего слушать и вошел в ворота ограды Храма. Внезапно он побледнел от страха и в следующий же момент, не в силах устоять на ногах, рухнул на землю. После того, как Гелиодор очнулся от обморока, он больше не посмел приближаться к Храму.  

Безумец: Антиох IV

Спустя довольно короткое время Селевк был убит Гелиодором, желавшим захватить власть, но законное место царя Сирии занял все же брат Селевка Антиох IV. Он был настоящим тираном, способным на необдуманные поступки, импульсивным, презирающим религиозные взгляды и чувства других людей. Его называли «Эпифан», что означает «любимец богов». Подобными титулами были наделены многие правители Сирии. Однако некоторые из его современников дали царю насмешливое прозвище «Эпиман» («сумасшедший»), что куда точнее описывало характер этого жестокого правителя.

Желая объединить свое царство благодаря общей религии и культуре, Антиох пытался обратить в эллинизм и евреев, сначала на добровольной основе, а потом и полностью запрещая соблюдение еврейских законов. Он даже вмешивался в дела Святого Храма в Иерусалиме, установив там истуканов и назначив первосвященниками идолопоклонников, которые не обделяли царя щедрыми подношениями. Для начала со своей должности в Храме был смещен праведный Йоханан, и это место занял его брат Йошуа, которому больше нравилось называть себя греческим именем Ясон. А поскольку он был членом эллинистической партии, теперь смог использовать свой новый высокий пост, чтобы распространять греческие обычаи даже на уровне священников.

Место первосвященника стало предметом торга. Йошуа-Ясон через какое-то время был заменен другим человеком, Менелаем, который обещал царю, что принесет в императорскую казну еще больше денег, чем его предшественник. Когда Йоханан, бывший первосвященник, пытался протестовать против распространения влияния эллинистов в Святом Храме, Менелай подослал к нему наемных убийц, чтобы заставить Йоханана навсегда оставить его в покое.

В то время Антиох участвовал в войне против Египта, причем довольно успешно. Но в какой-то момент прибывшие из Рима послы передали ему указ прекратить войну. Тщеславному Антиоху такой поворот событий казался весьма досадным, но все же пришлось уступить. Тем временем в Иерусалиме стал распространяться слух о том, что Антиох сильно пострадал в сражении и находится в критическом положении. Думая, что царь мертв, народ восстал против нечестивца Менелая, и тот вынужден был бежать вместе со своими приспешниками.

Мученики

Антиох вернулся из Египта, расстроенный и разъяренный римским вмешательством в его амбициозные планы. Когда он услышал, что в Иерусалиме был поднят настоящий бунт, сразу же приказал своей армии напасть на евреев. Тысячи человек были убиты. Сразу после этого царь принял ряд суровых указов: тотально запретил поклонение Богу Израиля, конфисковал и сжег свитки Торы и других еврейских учений. Отдых в шабат, обрезание и соблюдение законов кашрута были запрещены под страхом смерти.

Желая распространить среди евреев новые законы, Антиох приказал своим слугам заставить одного из уважаемых старейшин этого поколения, рабби Элиэзера, старца 90 лет, прилюдно съесть свинину, чтобы другие могли увидеть его пример и сделали то же самое. Когда тот отказался, они сжалились и предложили ему хотя бы просто поднести мясо к губам, чтобы окружающим казалось, что тот его ест. Но рабби Элиэзер не согласился пойти на такую уловку и был казнен.

Многие другие евреи также пожертвовали своей жизнью. Именно к тому кровавому периоду относится известная драматическая история Ханы и ее семерых сыновей, жестоко казненных сирийцами за отказ отойти от Всевышнего.

Посланники Антиоха переходили из города в город и из деревни в деревню, чтобы заставить жителей Земли Израиля поклоняться языческим богам. Во всей стране осталось только одно убежище, где можно было скрыться от сирийцев, — холмы Иудеи с их многочисленными пещерами. Однако и там идолопоклонники продолжали преследовать верных Богу евреев, и многие из них стали жертвами жестоких убийств, предпочтя смерть осквернению имени Всевышнего.

Матитьяу

Однажды Антиох отправил одного из своих военных в еврейскую деревню Модиин, где жил Матитьяу, пожилой уважаемый священник из рода Хасмонеев (Хашмонаев), со своей семьей. Сирийский офицер собрал всех жителей деревни на рынке, построил там жертвенник и потребовал, чтобы Матитьяу прямо сейчас принес в жертву греческим богам свинью. Матитьяу бесстрашно ответил: «Все народы, населяющие империю царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания, но я, мои сыновья и мои братья — все мы полны решимости оставаться верными завету, который Всесильный Бог заключил с нашими предками! Мы не будем повиноваться приказаниям царя и мы не уклонимся от нашей веры ни вправо, ни влево!»

Тогда к алтарю, расталкивая толпу, вышел один из эллинизированных евреев. Он с полной готовностью вызвался принести жертву. Но Матитьяу схватил свой меч и убил предателя, а его сыновья и сторонники напали на сирийских солдат и вступивших на их защиту мужчин. Многих из них евреи смогли убить, кого-то — выгнать из деревни, а после этого разрушили установленный посланником Антиоха жертвенник.

Матитьяу прекрасно знал, что Антиох будет в ярости, когда узнает о произошедшем, и безотлагательно направит войска, чтобы наказать его самого и его союзников. Поэтому Матитьяу, его сыновья и те, то их поддерживал, бежали к Иудейским холмам.

К ним присоединились все верные Всевышнему и мужественные евреи. Они сформировали свои легионы и время от времени покидали укрытия, чтобы нападать на вражеские отряды и форпосты и уничтожать языческие жертвенники, установленные повсюду по приказу Антиоха.

Маккавеи

Перед смертью Матитьяу созвал всех своих сыновей и призвал их продолжать сражение в защиту Торы Всесильного. Военачальником он назначил среднего сына Йеуду, а его главным советником — Шимона, который был чуть старше. Йеуда носил прозвище «Макаби» («Маккавей»), слово, составленное из первых букв четырех ивритских слов «Ми Камоха Ба’элим Ашем» — «Кто среди высших сил подобен Тебе, Господь», а так же восходящее корнями к арамейскому маккаба, что означало «кузнечный молот», в знак признания отваги Йеуды в битвах.

Антиох выделил своему генералу Аполлонию войско и направил его с важнейшей миссией: уничтожить Йеуду и его союзников. Несмотря на то, что императорские солдаты превосходили своих противников и числом, и по количеству оружия, сирийцы с позором проиграли. Антиох отправил еще одно войско, однако и оно потерпело поражение. Царь понял, что победить храбрых Маккавеев, как стали называть себя сторонники Йеуды, возможно только с помощью действительно мощной армии.

Страну наводнила армия из 40 000 человек под командованием двух военачальников — Никанора и Горгиаша. Когда об этом узнали Йеуда и его братья, они воскликнули: «Будем бороться за наш народ и за наш Храм!» Народ собрался в Мицпе, в том месте, где много веков назад пророк Шмуэль обращался к Всевышнему. После ряда серьезных битв победа в войне была на стороне евреев.

Освящение

Наконец Маккавеи направили свою армию к Иерусалиму и освободили его. Они вошли в Святой Храм и очистили его его от идолов и предметов их служений, поставленных туда сирийскими вандалами. Йеуда и его союзники построили новый жертвенник, который был освящен двадцать пятого числа месяца Кислев, в 3622 году (139 г. до н.э.). Служба в Святом Храме возобновилась.

Поскольку золотая храмовая Менора была украдена сирийцами, Маккавеям пришлось срочно отлить новую из более дешевых металлов. Но когда они захотели зажечь ее, то смогли найти только крошечный кувшинчик чистого оливкового масла, на котором была печать Первосвященника, остальное оказалось осквернено. Найденного масла должно было хватить всего лишь на один день, но благодаря удивительному чуду Всевышнего оно продолжало гореть целых восемь дней, которые требовались на изготовление нового масла. Это чудо доказало, что Бог Израиля снова взял Свой народ под защиту. В память об этом особенном событии наши мудрецы установили эти восемь дней в качестве ежегодного праздника для вознесения восхваления Богу и зажигания свечей.

После событий Хануки

Яркость первых ханукальных огней уменьшилась. Но священные огни снова были зажжены в Храме и горели с утра и до утра, как это и предписано законом. Священники вернулись к своим привычным обязанностям, и снова изо дня в день они готовили жертвоприношения. Казалось, наконец-то вернулись мир и порядок.

Еврейские фермеры поспешили вернуться на свою землю после двух лет трудностей, лишений и опасности, сопровождавших их в армейские будни. Настало время пахать и сеять, чтобы ячмень успел взойти и вовремя созреть для приношения омера на Песах. Прежде еврейские крестьяне были вынуждены оставить свои плуги, чтобы объединиться вокруг храбрых Хашмонаев в сражении с захватчиками Святой Земли. Первые победы привели даже самых нерешительных в ряды наполненных энтузиазмом еврейских повстанцев во главе с сыновьями Матитьяу. Земледельцы оставили свои поля, торговцы – свои магазины и прилавки. Даже юноши, учившие Тору, вышли за пределы домов учения, чтобы присоединиться к борьбе с угнетателями.

Но, вот, песни победы, которые наполнили восстановленный Святой Храм восхвалением Господа и благодарностью за Его милосердие, прекратились. Цель битвы, казалось, была достигнута, а Тора снова стала верховным законом в Израиле.

Однако один человек все же понимал, что время вернуться к нормальной жизни пока не пришло. Израиль все еще не мог позволить себе расслабиться; он должен был быть готов к борьбе с врагом. Этим человеком был Йеуда Маккавей. Его имя звучало у всех на устах и жило в каждом еврейском сердце. Им восхищались как героем, как человеком с сердцем льва и чистым благочестием ребенка; как тем, чья могучая армия сражалась и побеждала, при этом никогда не забывая помолиться Богу, Господу всех сражений, прежде чем начать битву.

Не жажда новых ратных подвигов заставила Йеуду Маккавея остаться в лагере. Его сердце тоже истосковалось по мирной жизни, по Модиину, тихому городку священников, где был похоронен его любимый отец. Кровопролитие и постоянные сражения были тягостны для мужчин Иудеи, которые предпочитали мир, и никогда не привлекали их. Но трудные времена требовали, чтобы они поднялись на борьбу за свою землю и веру. И Йеуде не только пришлось самому остаться в этом состоянии войны, но и использовать все свои харизму и магнетизм, чтобы взывать к соратникам и удержать их от преждевременного возвращения домой.

Два его мудрых брата, Шимон и Йонатан, сказали ему, что миновал лишь первый этап их освободительной войны. Йеуда и сам это понимал. Впереди их еще ждали тяжелые и отчаянные времена. Сильные и опытные враги Израиля просто нуждались в продолжительном затишье, чтобы подготовиться к новым нападениям: набраться сил, подтянуть еще войска и лучше вооружиться. К тому же на тот момент все народы, окружавшие Иудею, были ее врагами, не считая уже побежденных сирийцев. Соседние страны жаждали разгромных побед над маленькой еврейской армией. Они предпочли бы видеть, что народ Иудеи угнетен и унижен, чем то, что он вооружен и полон сил, представляя опасность для своих соседей.

Откуда взялся этот внезапный источник силы, мужества и стойкости? Что было в этой маленькой стране, которая могла позволить себе творить историю в гордом одиночестве, будучи оторванной от других народов? Давняя ненависть не дремала, а вздымалась новой волной. Потомки Эдома (эдомитяне), а также амонитяне, филистимляне и финикийцы, — все они буквально клацали зубами, сгорая от своей укоренившейся за века зависти к народу Израиля.

Из Гильада прибыли гонцы. Язычники объединяли свои силы, чтобы уничтожить Иудею. Из Галилеи также пришли плохие новости о коварных планах врагов и их активных приготовлениях к нападениям в Птолемаисе, Тире и Сидоне. Гонцы отыскали Йеуду Маккавея, когда тот уже энергично трудился, участвуя в возведении крепостей вокруг Сиона. Предстояло построить стены, башни, на них зубцы, выкопать ров, и все это напротив форта, который еще удерживали их злейшие враги, эллинисты, под руководством беглого предателя Менелая. Они ненавидели всех иудеев и жили с надеждой, что сирийские правители возвратят себе утраченный над Израилем контроль и былое величие. Йеуда готовил Иерусалим к неотвратимому нападению войск Антиоха. Под его началом еврейский народ лихорадочно пополнял свои арсеналы продовольствия и боеприпасов, превращая всю страну в цитадель.

Как только эта самая важная задача была выполнена, Йеуда направил свои вновь обученные и натренированные войска на помощь тем регионам и деревням, которые более всего подвергались нападкам со стороны своих злобных соседей. Он выгнал из Хеврона эдомитян, которые успели его отвоевать, и наказал людей, относящихся к еврейским поселенцам с враждебностью. Затем он повел свою армию через реку Иордан, чтобы выступить против амонитян. Их столица пала под яростным натиском израильского войска, и та же судьба постигла их крепость Ясер.

Брат Йеуды Шимон привел свою армию на север, чтобы помочь в борьбе с врагом евреям Галилеи. Он одержал бесспорную победу и очистил Землю Израиля от захватчиков. Шимон убедил огромное количество еврейских поселенцев, бежавших от врага в Иерусалим, вернуться на свои земли, чтобы, уже ничего не опасаясь, восстановить все то, что было разрушено за годы, когда евреи не могли за себя постоять. Йеуда и Йонатан объединили свои силы и двинулись против Гильада, где произошло самое масштабное сражение того периода. К началу Шавуота эта военная кампания была успешно завершена

Итак, Иудея снова была свободна, и все, что успели было захватить соседние страны, евреи отвоевали обратно. За полгода, минувшие после побед над сирийскими армиями, Иерусалим и Святой Храм полностью преобразились благодаря наполнившему их ликованию и соблюдению праздничных обрядов. Еврейский народ радовался и благодарил Бога, воспевая его в псалмах и совершая жертвоприношения, потому что Он, Благословенный и Святой, вернул славу Своему народу и свободу Земле Израиля. С этого времени в Израиле началось правление династии Хашмонаев.

Была ли эта информация полезной?

Да (5)
Нет (2)
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому