Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Обмен пленными согласно еврейскому закону

На фоне терактов и провокаций со стороны Палестины, нередко сопровождаемых похищением заложников, за последние годы Израиль не раз сталкивался с непростой дилеммой: следует ли освобождать заключенных террористов в обмен на пленных израильских солдат? Давайте разберемся, что об этом говорит еврейский закон.

Мудрецы Мишны учат: «Пленников нельзя выкупать за большую “стоимость”, чем они представляют, ради общего блага».

Принятие такого закона было необходимо, чтобы похищение людей не превратилось в прибыльный бизнес, поставленный на поток — эта проблема вставала перед еврейским народом еще очень и очень давно. Риф (рабби Ицхак Альфаси, 1013-1103гг.), Рамбам (рабби Моше бен Маймон, 1138-1204гг.), Рош (рабби Ашер бен Йехиэль, 1250-1327гг.) и Тур (рабби Яаков бен Ашер, 1269-1343гг.) единогласны в этом вопросе, а рабби Йосеф Каро (1488-1575гг.) увековечил его в своем Кодексе еврейского закона Шулхан Арух.1

Тем не менее, относительно ситуации, в которой жизнь заключенного находится под угрозой, то есть когда похитители угрожают его убить, если не получат желаемый выкуп, мнения мудрецов разделились: некоторые говорят, что в таком случае допустимо заплатить больше, чем реальная ценность пленника, потому что на карту поставлена еврейская жизнь; другие, однако, утверждают, что такая сделка из тех же соображений всеобщего блага запрещена, поскольку, если соглашение будет достигнуто, террористы будут планировать захват новых пленных.

Маарам из Ротенбурга

Рабби Меир из Ротенбурга (1215–1293 гг.), известный как Маарам, был одним из величайших еврейских законодателей древности. В возрасте семидесяти лет он попал в плен и оказался в тюрьме Энсисхайм во французском Эльзасе. Император Рудольф I потребовал от еврейской общины непомерную сумму за освобождение мудреца.

Чтобы понять ситуацию в полном масштабе, важно понимать, что почти все раввины и лидеры еврейских общин того поколения были учениками Маарама. Даже великие учители следующих поколений находились под его непосредственным влиянием. Самым известным из его учеников был рабби Ашер бен Йехиэль, известный как Рош, постановления которого часто приводятся в Шулхан Арухе.

Поскольку Маарам был настолько важной фигурой, император Рудольф I, основатель Австрийской монархии Габсбургов, надеялся хорошенько подзаработать на еврейской общине. И действительно, его зловещий замысел почти удался. Ученики и почитатели Маарама были готовы собрать необходимую сумму. Они считали, что, хотя закон и запрещает платить за пленника больше условной средней суммы, но, если пленник является ведущим знатоком Торы в своем поколении и все общество активно в нем нуждается, все же дозволено выкупить его, несмотря ни на что.

Однако сам Маарам не позволил выкупать себя на условиях императора, понимая, что такой поступок лишь побудит врагов Израиля и в будущем поступать подобным образом, отправляя за решетку известных раввинов и требуя непомерно огромные суммы за их освобождение. В результате рабби Меир провел последние семь лет своей жизни в тюрьме Энсисхайм, где и скончался.

Благодаря величию и стойкости своего духа он самоотверженно действовал во имя общего блага и сумел предотвратить катастрофу: во-первых, избавил от подобной участи многих знатоков Торы будущих поколений, а, во-вторых, спас еврейскую общину от непомерных расходов, которые вполне могли привести к ее полному разорению.

Закон о пленных в военное время

Хотя, как уже было сказано, есть мнение, что в случае угрозы жизни пленного допустимо заплатить за его выкуп больше общепринятой суммы, в военное время все иначе: поддаваться какому бы то ни было вымогательству категорически запрещено.

Закон фактически гласит, что во время войны нельзя подчиняться ни одному из требований врага. То есть даже в том случае, если враг всего лишь украл солому или сено из приграничного села, это нельзя игнорировать — необходимо наступление. Потому что, как только в ход пойдут уступки даже в самом незначительном вопросе, враг обретет уверенность и усилит напор, чтобы нанести удары.2

Получается, если враг Израиля возьмет хотя бы одного заложника, мы должны вступить с ним в битву, чтобы спасти пленника, потому что, если мы позволим ему преуспеть в захвате одного заложника, он получит стимул к дальнейшему наступлению и активизирует свои усилия.

По этому поводу мы находим в Торе следующее: «И услышал кнааней, царь Арада, обитавший на юге, что сыны Израиля идут дорогой Атарим, и воевал он с Израилем, и взял некоторых из них в плен».3 Согласно комментарию мудрецов, в плен тогда была взята всего лишь одна служанка. Однако, чтобы спасти ее, евреи не стал предлагать переговоры, а сразу же пошли в наступление против кнаанеев. Еще один пример можно привести из истории царя Давида: когда амаликитяне напали на город Циклаг, взяв в плен женщин, правитель не сел за стол переговоров, а пошел на врага войной и спас всех пленных.4

В случае, когда у Израиля нет достаточных ресурсов вступить в бой с противником, допускается обмен пленными в общепринятом порядке, но это единственный вариант, что-либо иное запрещено.

Эта правило тем более действует в наше время, если учесть, что уже долгие годы мы находимся в состоянии перманентного военного конфликта с окружающими странами и различными террористическими группировками, которые каждую уступку воспринимают как проявление слабости. И уж они, как, к сожалению, была возможность в этом убедиться, действительно только начинают захватывать новых заложников, почувствовав, что имеют в этом плане карт-бланш.

Более того, в результате готовности Израиля освобождать большее количество заключенных в обмен на одного или двух своих заложников террористы просто напросто начинают меньше нас боятся, поскольку считают, что даже если их поймают при совершении какого-либо теракта, скорее всего, они в конечном итоге получат свободу и вернутся домой благодаря обмену пленными.

Следует также отметить, что многие из заключенных, освобожденных Израилем в прошлом, вновь вернулись к террористической деятельности, стремясь убить как можно больше израильтян. Выходит, в результате того, что мы захотели спасти одного израильского заложника, оказались убиты десятки других ни в чем не повинных граждан.

Однако важно понимать, что в конце войны, когда между сторонами наконец будет достигнуто окончательное соглашение о прекращении огня, с точки зрения еврейского закона, Израилю позволяется освободить всех пленных противника, находящихся в его распоряжении, в обмен на своих заложников, удерживаемых врагом — даже если при этом их число превосходит число пленных евреев. Причина этого в том, что такие обмены считаются общепринятой практикой в конце войны и потому не считаются попытками шантажа и вымогательства. Правда, к величайшему сожалению, приходится признать, что, судя по современным тенденциям, в обозримом будущем прекращение войны и террора в отношении Израиля очень вряд ли предвидится.

Так пусть же все мы удостоимся в скором времени стать свидетелями исполнения наших молитв, которые мы возносим к Всевышнему в праздник Рош а-Шана, говоря, что «все зло исчезнет, как дым, когда Ты устранишь господство зла с земли. Тогда Ты, Бог, будешь править Один над всеми Своими творениями на горе Сион, месте упокоения Твоей славы, в Иерусалиме, Твоем святом городе».

Сноски

  1. См. Йорэ Дэа, 252:4.
  2. Эрувин, 45а.
  3. Бемидбар, 21:1.
  4. Шмуэль I, 30.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Другие пользователи посвятили эти статьи своим близким.

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications