«И ты говори всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духом мудрости». (Шмот 28:3)
Похожий стих мы находим в главе Ки Тиса (Шмот 31:6): «И в сердце каждого мудрого сердцем Я дал мудрость». Мудрецы учили из этих слов, что Творец даёт мудрость только изначально разумным людям. Рав Хаим из Воложина в книге «Нэфэш а-Хаим» (4:5) спрашивает: откуда будет у человека первичная мудрость? Отвечает рав Хаим, что речь идёт о богобоязненности, поскольку она также называется мудростью, как сказано (Йов 28:28): «Вот богобоязненность – это мудрость». А приобретение богобоязненности зависит только от самого человека, как сказано (Дварим 10:12): «И теперь, Израиль, что Г-сподь, Б-г твой, просит у тебя? Бояться Г-спода, Б-га твоего».
Подобное сообщил уже нам мудрейший из всех людей, царь Шломо (Мишлей 1:7): «Богобоязненность – начало познания, мудрость и постижение знания глупцы презирали». Объясняет Виленский Гаон: когда у человека есть трепет перед Небесами, он желает постигнуть волю Создателя и понять, какие поступки следует совершать, а от каких необходимо воздержаться. А природа человека такова, что, когда он желает какую-либо вещь, находя и познавая её, он рад ей, и она сохраняется в его памяти и сознании. Однако, если нет в человеке трепета перед Творцом, даже если будет изучать слова Торы и многократно повторять их, он не сможет глубоко познать её святые слова. Причина этого заключается в том, что человек не может воспринять вещь, которая неважна ему и не желаема им, как это утверждают наши мудрецы в трактате Швуот (41 б).
Каким же образом сможет человек приобрести «первоначальную» мудрость, трепет перед Небесами? Рамбам пишет, что её можно достичь путём созерцания великой мудрости Г-спода, разлитой в мире, и размышлений о ней. И так пишет Рамбам (Фундаментальные Законы Торы 2:1-2): «Как можно достичь любви к Нему и страха перед Ним? В момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания и видит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца…, он отшатнётся назад, и устрашится, и его охватит ужас, когда поймёт, что он — маленькое, низкое и ничтожное создание, стоящее со своим мизерным разумом перед Совершенным Разумом».
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«