Вопрос:
Чтобы извлечь искры святости, которые были заключены в поступке дочерей Лота понадобилось около 700 лет прежде чем родилась Рут. Но на простом человеческом уровне, Рут приняла решение стать частью еврейского народа, видя перед собой пример своей свекрови, Наоми, которая была праведной женщиной. Что мы знаем о ее жизни, кроме того, что написано в Мегилат Рут? Почему ей пришлось пережить смерть мужа и сыновей? Ведь она покинула святую землю не по своей воле, а потому что вынуждена была следовать за мужем, который принял такое решение.
Ответ:
Полностью согласен с Вами, что Рут служит примером того, как искры святости, сокрытые в сложных и даже негативных ситуациях, могут раскрыться через много поколений. Как отмечает Мидраш, Рут и ее сестра Орпа были потомками Моава, сына Лота от его дочери. Но если Орпа «повернулась спиной» (значение ее имени) к своей свекрови и еврейскому народу, то Рут осталась с Наоми и приняла еврейство.
Как Вы правильно отмечаете, на простом человеческом уровне решение Рут присоединиться к еврейскому народу во многом было обусловлено примером ее свекрови Наоми, которая была праведной и достойной женщиной.
Вы спрашиваете, что нам известно о Наоми. К сожалению, о ней нам известно немного, кроме событий, описанных в Мегилат Рут. С Вашего позволения, для начала подытожу то, что нам известно из Мегилат Рут.
Наоми была женой Элимелеха, знатного и богатого человека из Бейт-Лехема. Когда в Эрец-Исраэль начался голод, Элимелех решил переселиться в Моав. Наоми, будучи праведной женщиной, последовала за мужем. В Моаве Наоми потеряла мужа и двух сыновей. Праведность и духовная сила Наоми проявляются в том, какое влияние она оказала на свою невестку Рут. Моавитянка Рут, видя пример своей свекрови, пришла к вере в Б-га Израиля и стала родоначальницей царской династии Давида.
Дополнительную информацию о личности Наоми мы можем найти в словах наших мудрецов. Приведу часть из того, что проясняется о Наоми из слов наших мудрецов:
- Имя Наоми (נעמי) она получила потому, что дела ее были хороши и приятны (נאים ונעימים) (Рут Рабба 2:5).
- Когда Рут решила перейти в еврейство, Наоми начала учить ее законам гиюра. Она объясняла ей, что у евреек не принято ходить в театры и цирки, жить в доме без мезузы и т.д. (Рут Рабба 2:22). Этот мидраш показывает, что Наоми была знатоком еврейского закона и традиций и была готова терпеливо обучать им Рут. Она хотела, чтобы переход Рут в иудаизм был осознанным и основывался на тщательном изучении заповедей.
- До обнищания Наоми ходила в роскошных одеждах и выглядела красивой и благоухающей от хорошей еды и питья. Но потом она стала одеваться в лохмотья, а лицо ее пожелтело от голода (Рут Рабба 3:6). Из этого мы можем понять праведность Наоми: даже в бедности она сохранила свое достоинство, приняв удары судьбы со смирением.
- Когда Рут родила сына, Наоми растила его, поэтому ребенка называли «сын Наоми» (Санхедрин 19б). Отсюда видно, что Наоми была заботливой и самоотверженной бабушкой, стремившейся привить дух Торы своему внуку. Ее роль в его жизни была настолько велика, что люди считали его как бы сыном самой Наоми.
- «Элимелех, Махлон и Кильон были великими людьми своего поколения и лидерами своего поколения. За что же они были наказаны? За то, что покинули Землю Израиля и отправились за её пределы» (Талмуд, Бава Батра, 91а).
Таким образом, каждый из этих мидрашей высвечивает определенные грани личности Наоми — ее праведность, доброту, готовность делиться знаниями, стойкость в бедах, смирение перед Богом, заботу о близких. В совокупности они создают образ поистине великой женщины, ставшей для Рут образцом для подражания и духовной наставницей. Ее пример, несомненно, сыграл решающую роль в решении Рут присоединиться к народу Израиля.
Вы задаете вопрос: «Почему Наоми пришлось пережить смерть мужа и сыновей? Ведь она покинула Святую Землю не по своей воле, а потому что была вынуждена следовать за мужем, который принял такое решение».
Я полагаю, что и Наоми была повинна в том, что она покинула пределы Израиля, поскольку в ее силах было убедить мужа не оставлять Землю Обетованную. Более того, согласно еврейскому закону, если муж желает покинуть Землю Израиля, а жена стремится остаться, следует прислушаться к мнению жены, как указано в Мишне (трактат Ктубот, 110б).
Таким образом, Наоми разделяет ответственность за решение семьи уйти из Святой Земли. И так мы видим в Талмуде (Бава Батра 91a), что она была наказана за то, что оставила Землю Израиля, как сказано: «Видели ли вы, что произошло с Наоми, которая ушла из Земли Израиля в диаспору, и какое наказание она получила за это?» Этот отрывок ясно указывает, что страдания Наоми были прямым следствием ее решения покинуть Святую Землю, подчеркивая тем самым важность проживания в Земле Израиля согласно еврейской традиции.