Введение
В преддверии Хануки и Шаббата, двух важных еврейских праздников, возникают уникальные вопросы и традиции, связанные с зажиганием свечей. Ханука, праздник света и чудес, требует ежедневного зажигания свечей в течение восьми дней, символизируя чудо, произошедшее во времена Маккавеев. Обычно свечи зажигаются при заходе солнца или при появлении звезд на небе, в зависимости от различных толкований. Однако, когда Ханука пересекается с Шаббатом, возникают уникальные обстоятельства.
Шаббат, день отдыха и духовного обновления, налагает определённые ограничения, в том числе запрет на зажигание огня. Этот запрет вызывает вопросы относительно порядка и времени зажигания ханукальных свечей в пятницу вечером и после завершения Шаббата в субботу вечером. В нашей статье мы рассмотрим эти вопросы, обсудим различные мнения и традиции, связанные с зажиганием свечей в эти особенные дни.
Зажигание свечей накануне субботы
Перед субботой ханукальные свечи можно зажигать с плаг а-минха, то есть за один с четвертью временного часа до захода солнца. Важно убедиться, что в стаканчиках достаточно масла или восковые свечи достаточно большие, чтобы свечи горели, по крайней мере, полчаса после выхода звезд. Если все свечи не могут гореть столь долго, хотя бы одна должна гореть полчаса после захода звезд. Предпочтительнее зажигать свечи за полчаса до захода солнца и молиться минху до этого. Первыми зажигаются ханукальные свечи, а затем субботние. Если женщина зажгла субботние свечи и не оговорила обратного, она не может после этого зажечь ханукальные свечи, так как зажигание субботних свечей означает для нее начало субботы. В таком случае она должна попросить кого-то, кто еще не принял на себя субботу, зажечь ханукальные свечи.
Зажигание свечей после субботы
После окончания субботы вечерняя молитва маарив совершается первой, за ней следует зажигание ханукальных свечей. Свечи зажигаются только после наступления темноты, когда на небе видны три маленькие звезды. Возникает вопрос о последовательности зажигания свечей и совершения авдалы. По мнению Шульхан Аруха, Рамы и Виленского Гаона, сначала зажигают ханукальные свечи, а затем совершают авдалу. Таз, Маараль и При Хадаш полагают, что сначала следует совершить авдалу, а потом зажигать свечи. Это делается в соответствии с традициями места проживания. В синагоге, по всем мнениям, ханукальные свечи зажигаются до авдалы.