Вопрос:
Уважаемый рав!
У меня возник вопрос, который не требует немедленного ответа, но понимание данной темы представляется мне важным.
Распространяются ли законы шивы (семидневного траура) на геров (прозелитов), чьи усопшие родители не являются евреями? И если да, то как следует проводить похороны ушедших из жизни родителей гера — в соответствии с законами и традициями их прежней веры? Ведь, насколько я понимаю, совершать еврейский погребальный обряд для них не представляется возможным.
Ответ:
Талмуд (Йевамот, 25а) учит нас, что гер (прозелит) подобен новорожденному младенцу. Это означает, что с момента прохождения гиюра (обращения в иудаизм) все прежние родственные связи теряют свою силу. Исходя из этого, можно было бы предположить, что не только законы шивы (семидневного траура) не применимы к герам, но и что они вовсе не обязаны соблюдать траур по усопшим родителям.
Однако, Талмуд (Йевамот, 22а) утверждает, что, согласно постановлению наших мудрецов, геру все же запрещено вступать в брак с теми, кто до обращения считались его близкими родственниками (если они тоже прошли гиюр). Причина этого запрета заключается в опасении: «чтобы не сказали, что мы пришли от меньшей святости к большей святости». Иными словами, может сложиться ошибочное впечатление, будто до принятия иудаизма, будучи неевреями, их заповеди и моральные обязательства были строже и весомее, чем после того, как они стали частью еврейского народа. Рамбам пишет, что этот же принцип верен и в отношении родителей – геру не дозволено пренебрегать ими, и он обязан оказывать им должное уважение. Из этого выходит, что гер должен выразить свою скорбь в связи с кончиной родителей. Безусловно, он не обязан неукоснительно соблюдать все законы шивы, но будет достойно, если он будет придерживаться некоторых из них.
Уместно будет привести следующее: в респонсе «Зкан Аарон» (Йорэ Деа, 87) ставится вопрос, может ли гер читать поминальную молитву кадиш по своему отцу-нееврею. После всестороннего анализа темы он приходит к выводу, что существуют убедительные основания для того, чтобы почтить память своего отца и произнести поминальную молитву кадиш. Однако, поскольку многим может показаться такое поведение странным, рекомендуется вместо кадиша читать главы из Псалмов для возвышения его души.
Что касается похоронного обряда, то, разумеется, нет необходимости строго следовать всем еврейским погребальным традициям. Тем не менее, безусловно, недопустимо хоронить усопшего по обычаям идолопоклонников. Не подобает также возводить надгробие в виде человеческой скульптуры или изображения. Усопшего следует предать земле (а не кремировать). Если используется закрытый гроб, нужно обеспечить непосредственный контакт тела с землей (например, удалив одну из досок), дабы исполнить сказанное: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».