Вопрос:
Добрый день, Рав Куклин. Давно зреет вопрос: как Тора относится к трансгендерности (изменению пола)? Ведь она запрещает делать что-либо со своим телом, включая татуировок?
Ответ:
Запрет татуировок не имеет прямого отношения к вопросу трансгендерности. Однако в Торе существуют другие серьезные запреты, касающиеся этой темы. Среди них — запрет на кастрацию, описанный в Торе (Ваикра 22:24) и приведенный в Шулхан Арухе (Эвен ха-Эзер, 5:11), где указано, что всякий, осуществляющий кастрацию, нарушает запрет Торы. Также существует запрет «да не будет на мужчине женской одежды» (Дварим, 22:5), который распространяется не только на одежду, но и на любое поведение, характерное для противоположного пола. Кроме того, запрещено наносить вред себе без какой-либо пользы, как пишет Рамбам: «Запрещено человеку причинять вред как себе, так и другому» (Законы о причинении вреда 5:1).
С точки зрения Галахи, мужчина или женщина, перенесшие операцию по смене пола, остаются мужчиной и женщиной соответственно. Поэтому существует строгий запрет на интимную близость между людьми одного пола, даже если один из них перенес такую операцию.
Почему некоторые люди испытывают стремление к смене пола, согласно иудаизму? В «Шаар ха-Гильгулим» величайшего каббалиста Аризаля говорится о возможности ситуации, когда мужчине дается душа женщины, и наоборот. Тем не менее, пол определяется по телу, а не по душе: мужчина с женской душой – мужчина, и наоборот. По моему мнению, большинство людей с такой склонностью развили ее до крайнего желания сменить пол. В современных образовательных учреждениях нередко поощряют детей к развитию подобного состояния, что, несомненно, увеличивает вероятность резкого усиления этого желания. Важно подчеркнуть, что из слов Аризаля видно: человек с душой противоположного пола вполне может функционировать в соответствии со своим физическим полом согласно Галахе.
Отношение к таким людям с точки зрения Галахи: мужчина, полностью убежденный, что он Наполеон Бонапарт, инопланетянин в человеческом теле, или думающий, что он индюк (как в известной истории рабби Нахмана), или полностью уверенный, что он женщина — все они страдают от крайнего несоответствия между своим телом и состоянием, как они воспринимаются окружающими и как они воспринимают себя сами. В крайних случаях такого дистресса, когда дело не ограничивается только мыслями, а переходит в действия и функциональные трудности, Галаха может рассматривать их как больных психическим заболеванием, и их статус может быть определен как «шоте ле-давар эхад» (невменяемый в одном аспекте). То же самое относится к людям, у которых серьезно нарушено восприятие своего пола.
В современном обществе принято относиться к смене пола как к совершенно нормальному явлению. Во многих «просвещенных» странах таким людям даже разрешают вступать в брак и пользоваться другими подобными правами. Если задаться вопросом, почему в этих местах отличают данное расстройство от любого другого, при котором человек думает о себе не то, что он есть на самом деле, ответ, вероятно, следующий: потому что человечество на подсознательном уровне стремится отвергнуть порядок, установленный Богом, и самостоятельно устанавливать правила бытия.
Подобное стремление можно проследить и в других областях: искусственное оплодотворение и суррогатное материнство, изменение семейных структур, рост неполных и однополых семей, переосмысление ценности жизни и права на смерть, генная инженерия и либерализация абортов и во многих других.