Вопрос:
Шалом, уважаемый рав Куклин! Меня волнует один вопрос. Как известно, Тора была дана еврейскому народу Вс-вышним на горе Синай. Но ведь в Торе описываются события, которые произошли с евреями уже после ее дарования (грех сотворения золотого тельца, мятеж Кораха, послание разведчиков в Эрец Исраэль и.т.д.). Ведь если еврейский народ точно знал из Торы о событиях которые с ним ещё произойдут и о грядущих последствиях, как он мог совершить все эти действия. А если бы, зная о последствиях и имея свободу выбора, он сделал бы по другому? Как в Торе заранее уже были описаны все эти события?
Ответ:
Благодарю Вас за интересный и глубокий вопрос. Позвольте мне пояснить этот момент.
Согласно еврейской традиции, изложенной в Талмуде (трактат Гитин 60а), Тора не была дана сразу в полном объеме на горе Синай. Процесс ее передачи был постепенным. Моше Рабейну записывал Тору поэтапно: Всевышний диктовал ему определенные части в течение времени, а Моше их записывал.
На горе Синай были даны только Десять заповедей, как это описано в главе Ваэтханан книги Дварим. Остальные части Торы были переданы и записаны позже, по мере развития событий.
Что касается последних стихов Торы, повествующих о смерти Моше, то в трактате Бава Батра (15а) объясняется, что эти восемь заключительных стихов были написаны Йеошуа, учеником Моше.
Таким образом, народ Израиля не знал заранее о будущих событиях, описанных в Торе. Эти события происходили в реальном времени, а их описание добавлялось в Тору постепенно, по мере того как они случались.
Надеюсь, это объяснение проясняет Ваш вопрос. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, я буду рад на них ответить.