Зажигание Меноры. Особое, чистейшее оливковое масло первого отжима, самый экстра что ни на есть virgin, что горел каждую ночь в Мишкане.
Мидраш объясняет, что «отжатое» масло обозначает Первый и Второй Храмы, которые были разрушены, как была уничтожена маслина в процессе отжима. Где же намек на Третий Храм? В словах «чтобы освещать». Одна свеча всегда горела в западной части Храма, и именно она намекает на вечность, которой будет отличаться Третий Храм.
Первый отжим масла шел на Менору, второй — на менахот, мучные приношения, которые смешивались с оливковым маслом. Рабейну Бехайе отмечает, что обычно происходит наоборот, лучшее масло идет в пищу, а то, что похуже — на освещение.
Известно, что Мишкан и Храм являлись проявлением духовной сущности, пронизывающей этот материальный мир. Местом, где духовное наиболее проявлялось в материальном, местом-идеалом, местом-мечтой. Там все было так, как должно было быть на самом деле, где приоритеты были соблюдены, а акценты — расставлены.
Трудно говорить про Храм, его нет с нами так давно. Тем удивительнее, что мы по-прежнему учимся у него, как быть.
Лучшее, наши силы, порывы и мечты, должны лежать в духовной плоскости, как лучшее масло зажигалось в Меноре, олицетворявшей Тору, а ресурсы не первой важности вкладывались в базу, материальное обеспечение наших стремлений, чтобы на этой основе расти — по-еврейски, безудержно.
На мучное шел второй отжим — как же это актуально сегодня…
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман