«И было сообщено царю Египта, что бежал народ, и переменилось сердце Фараона и его слуг к народу, и сказали они: Что это сделали мы, отпустив Исраэля от служения нам». (Шмот 14:5)
Слова «и переменилось сердце Фараона и его слуг к народу» комментирует Раши следующим образом: «изменилось относительно того, что было. Ведь он сказал им: «Встаньте, выйдите из среды моего народа» [12:31]. И переменилось (также) сердце его слуг, ведь прежде они говорили ему: «Доколе будет это для нас преткновением» [10:7]. Теперь же они изменились и бросились за ними в погоню из-за своего достояния, одолженного им».
Наши мудрецы (приведено в книге «Шевет Мусар») говорят, что грешники наполнены раскаяния. Это значит, что многие грешники с лёгкостью раскаиваются в своих прегрешениях, но их раскаяние не держится долгое время: вскоре они возвращаются к своим грехам.
Стих в книге Мишлей (10:20) гласит: «Отборное серебро – язык праведного, сердце (же) нечестивых минутно». Комментирует Рабейну Йона: назидание праведного похоже на отборное серебро: оно чудесно, и в его силе взволновать каждого и повлиять на его сердце. Однако сердце нечестивых минутно – на какое-то небольшое время они пробуждаются к раскаянию в своих нечестивых делах, но сразу же после этого возвращаются к своим грехам.
Однако праведники не ограничиваются только выслушиванием назидания, они стараются во время слушания впустить слова в свое сердце, чтобы пробудить его, и продолжают думать о них постоянно, задумываясь, каким образом в соответствии с этими словами продолжить свою жизненную дорогу. Утверждает Рабейну Йона, что об этом сказал Гилель в Пиркей Авот (1:14): «Если не я себе, то кто мне?» — если человек не пробуждает сам себя исправить свои дела, то ничто не поможет ему пробудиться. Само порицание праведника очень важно, поскольку оно помогает человеку найти верный жизненный путь и понять свои ошибки, однако человек не может ограничиться только порицанием других, он должен сам задумываться над происходящим. Иначе он будет подобен Фараону и египтянам, которые во время беды раскаиваются и решают отпустить еврейский народ, но сразу же после этого передумывают и говорят себе: «Что это сделали мы, отпустив Исраэля от служения нам?».
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«