Вопрос:
Уважаемый раввин, шалом!
Одной из фундаментальных идей иудаизма является концепция свободы выбора (бехира хофшит) — способность и право человека самостоятельно выбирать свой жизненный путь и нести ответственность за свои поступки. Однако в Мидраше мы находим удивительное высказывание мудрецов о том, что Эсав, сын Ицхака и Ривки, еще находясь в чреве матери, проявлял склонность ко греху и идолопоклонству:
«Когда [Ривка] проходила мимо [капищ] идолопоклонства, Эсав вырывался [чтобы выйти], как сказано: «и сыновья вырывались у нее в чреве», — к язычеству рвался» (Берешит Раба 63:6).
Возникает закономерный вопрос: как совместить идею свободы выбора с представлением, что человек может быть «грешником» еще до рождения, как бы обреченным на неправедную жизнь? Не противоречит ли высказывание мудрецов об Эсаве принципу, что каждый человек волен сам выбирать свой путь? Буду благодарен, если Вы поможете разрешить это кажущееся противоречие и объясните глубинный смысл слов наших учителей.
Ответ:
Спасибо за Ваш вопрос, в котором затрагивается очень важная и глубокая тема соотношения свободы выбора и предопределенности в иудаизме.
Безусловно, идея свободы выбора («бхира хофшит») является одним из фундаментальных принципов еврейского мировоззрения. Как пишет Рамбам, каждому человеку дана возможность выбирать между добром и злом, праведным и неправедным путём (Законы Тшувы 5:1-3). Без свободы выбора не было бы смысла в заповедях Торы, наградах и наказаниях. Ведь если бы человек был полностью предопределён, он не нёс бы ответственность за свои поступки.
Но как же тогда понимать приведенный Вами мидраш о том, что Эсав ещё в утробе матери тянулся к идолопоклонству? Неужели он был обречён на неправедный путь с самого начала?
Ответ заключается в том, что, хотя у людей и могут быть врождённые склонности и предрасположенности к добру или злу, это не отменяет их свободу выбора. Каждый человек должен вести внутреннюю борьбу со своим дурным началом («ецер ара»), даже если ему это даётся труднее, чем другим. И чем сильнее «ецер ара», тем больше усилий требуется, чтобы его преодолеть. Но зато и награда будет больше, как сказали наши мудрецы: «Награда соответствует трудности» (Авот 5:23).
Очень показателен в этом плане пример рава Нахмана бар Ицхака, о котором рассказывается в Талмуде (Шабат 156б). Астрологи предсказали его матери, что сын станет вором. Чтобы этого не допустить, она всегда покрывала ему голову, воспитывая в богобоязненности. И рав Нахман в итоге стал великим мудрецом Торы, хотя для этого ему пришлось приложить огромные усилия.
О той же идее пишет и Виленский Гаон: бывает, что душа человека от природы наделена добрыми качествами, но он всё равно становится грешником. А у другого — дурные задатки, но он всю жизнь борется со своим «ецер ара». И хоть иногда он спотыкается, Всевышний судит его милосердно, по принципу «лифним мишурат адин» — «снисходительнее, чем того требует закон» (Совершенная мера, 1).
Тем не менее, возникает вопрос: почему Ривка так сильно огорчилась, ощущая рвение Эсава к идолопоклонству, ведь у него, как у любого человека, все равно сохранялась возможность раскаяться и встать на праведный путь?
На мой взгляд, основная причина заключается в том, что Ривка осознавала особое предназначение своего потомства — стать народом, близким к Всевышнему. А для исполнения этой возвышенной миссии требовались соответствующие духовные качества и склонности. Тот факт, что Эсав еще в утробе тянулся к идолам, когда оказывался рядом с ними, ясно указывал на его несоответствие роли родоначальника избранного Богом народа. Неудивительно, что это повергло праматерь в такое сильное уныние.