Он, вообще, нормальный?!
Жил в одном небольшом городке, (впрочем, как и в любом другом, там всегда проживает мудрец), человек превосходных душевных качеств, богатый, да и к тому же мэр городка, – в общем, все достоинства налицо. Звали его рав Борух. Городок, можно сказать, держался на его плечах. Все ходили к раву Боруху: кто – за советом, кто – за кредитом, – и все стучались к нему в дверь.
И, как водится в любом городке, жил среди других местный бедняк – Шломо Залманик.
Была у него дочь, и вот пришло время выдавать ее замуж. Приданого для дочери у отца не было, и складывалась для невесты судьба оставаться в девках, потому что найти жениха для бесприданницы практически невозможно.
Сели Шломо Залманник с женой думать и решили, что нет у них другого выбора, кроме как обратиться к раву Баруху.
На следующее утро раздается у рава Баруха дома звонок (для простоты и удобства представим, что в те времена были телефоны). Было это в семь утра, сразу после молитвы ватикин (на рассвете).
– Алло, доброе утро, реб Борух. Как Вы поживаете?
– Слава Б-гу. Реб Шломо Залман, может, Вам нужен кредит?
– Ой, чтобы Вы были здоровы, реб Борух. Да свалятся горы благословений на Вашу голову. Да, дочери и правда замуж пора…
– Конечно, без проблем. Нет нужды извиняться. Всевышний дал мне деньги, не для меня, я знаю, что, если есть деньги, надо делать с ними добрые дела. Итак, сколько тебе надо?
–Триста рублей. Я Вам верну, как заработаю.
Рав Борух с удовольствием согласился.
– Хорошо, приходите ко мне сегодня в полдень, когда все посетители разойдутся. Дам вам чек, и чтобы был мазаль тов.
И положил трубку.
Перед тем как закрыть свой офис, рав Барух освободился от дел, закончил дела с посетителями, чтобы, не дай Б-г, не смутить бедняка. Ровно в полдень он уже сидел и ожидал реб Шломо.
Но тот не пришел.
– Ну, наверное, задерживается … Подождал рав Барух еще пять минут, но реб Залман не появился. Рав Борух закрыл свой офис и пошел домой. Думал про себя: «Странно, обычно за таким большим кредитом люди не опаздывают … Может с ним случилось что-то…»
На следующий день в семь утра звонок:
– Реб Борух, доброе утро. Как Вы, как семья?
– Ааа, это ты, реб Залман! Вчера я тебя ждал-ждал, приготовил чек, что случилось, почему не пришел? Жду тебя сегодня в полдень.
— Хорошо, спасибо. – ответил реб Шломо Залман.
«Ну, сегодня-то он точно придет», подумал рав Борух.
Полдень наступил и прошел, реб Шломо не появился.
Рав Борух прождал его полчаса и закрыл офис.
«Что же это происходит с реб Шломо…» — думал он.
На следующее утро в семь утра звонок.
– Доброе утро, рав Борух! Как Вы, как семья?
– Да ты с ума сошел! – воскликнул рав Борух и положил трубку. – Сумасшедший…
Мораль
Говорит Хафец Хаим:
Так выглядим мы в синагоге!
Приходит человек на утреннюю молитву каждый день, в семь утра, и восхваляет Б-га:
«Ты возлюбил нас любовью великой», «милость безграничную оказал нам»[1].
Все так хорошо и чудесно.
Потом сыпятся просьбы, «Ради отцов наших…»
Кто бы мог подумать – целых восемь просьб – «дай нашему сердцу способность понимать и постигать Тору Твою, внимать словам ее, учиться и обучать ей, хранить, соблюдать и исполнять с любовью все Учение Твое».
Ангелы на небесах не могут дождаться конца молитвы: ждут уже, вот он откроет книгу мишнайот, гмару и немедленно прольются на него небесные благословения: понять и уразуметь.
Стоят они наготове с бочками мудрости и ума в руках…
К концу молитвы еврей целует тфилин, складывает талит и гудбай — прощайте. Вышел и исчез. Они ждут, может, вернется днем поучиться с хеврутой, или вечером придет на урок.
Нет. Не приходит. Может, не дай Б-г, ногу сломал.
На следующий день в семь утра: «Сжалься над нами и дай нашему сердцу способность понимать и постигать…»
Они снова ждут. Только открой гмару, и прольется на тебя знание с небес.
Но после молитвы он снова идет в магазин, офис, на работу.
Через два дня снова приходит в синагогу:
– Да он с ума сошел!
[1]Эти и последующие цитаты из молитвы «Любовью великой» (Аѓават раба), читаемой перед произнесением утреннего шма. Перевод с иврита из сидура «Врата молитвы», изд. Маханаим. (прим. пер.)