В этой недельной главе Тора рассказывает о первом бунтаре в еврейской истории – Корахе (глава названа его именем, чтобы привлечь особое внимание к этой личности и ее опыту). Родовитый, богатый, харизматичный лидер, он пытался заполучить власть Моше и Аарона и был жестоко наказан Всевышним.
Сказано, что за Корахом последовали «двести пятьдесят человек, вожди общества, призываемые на собрания, люди именитые» (Бемидбар, 16:2). Кли Якар объясняет, что эти люди пришли к бунтарю Кораху, поскольку считали, что им не оказывают должного почета — и вот они нашли способ его удостоиться…
Из этого мы учим, что от того, кто ищет почет, он бежит. Кроме того, добром это не заканчивается.
Большая проблема состоит в том, что такое происходило не только с Корахом и теми именитыми людьми, которые за ним последовали, но множество раз за всю нашу историю те из евреев, что были призваны искать лучшее для всего нашего народа, вместо этого искали выгоду для себя и были настигнуты возмездием за свой непомерный эгоизм и нравственную близорукость.
В Шир а-Ширим сказано: «Я встала открыть возлюбленному моему… а друг мой ускользнул, скрылся» (5:6). Вспомним, что Шир а-Ширим аллегорически рассказывает об отношениях Всевышнего и Его народа.
Рав Зильберштейн в своей книге по недельным главам приводит слова Шла, который пишет, что у этих строк есть и скрытое значение. «Я встала» — значит, кто-то из народа Израиля поднялся в поисках почета, чтобы возвыситься. И когда Творец видит это, Он отдаляется – ускользает, скрывается.
Рав Зильберштейн пишет:
Недавно я читал об одном социологическом исследовании. Изучались различные аспекты работы наиболее успешных бизнес компаний – 1435-ти организаций, каждая из которых представлена на рынке уже более 15 лет.
Выяснилось, что подавляющее большинство генеральных директоров этих компаний люди скромные, не стремящиеся заявлять о своей важности. К тому же, проанализировав тексты их выступлений, исследователи отметили такую закономерность: чем чаще в речах встречается слово «я», чем больше человек занят собственной значимостью, тем хуже идут дела у компании. И это легко понять: когда глава нацелен на успех своей организации, он этого и добивается; когда же мысли заняты тем, как получить больше для себя, компания с трудом балансирует и терпит убытки.
Если это правило работает в мире бизнеса, то тем более оно актуально для жизнедеятельности и процветания нашего народа. И тот лидер, который слишком заботится о своей славе, может принести Израилю много бед.
Почему же Корах, человек благочестивый и мудрый, настолько поддался ецер а-ра, задумал сместить Моше, решился на такой недальновидный шаг, будто не знал, не видел своими глазами, что на каждом шагу проявляется воля Бога?
Объясняют наши мудрецы: он обладал пророческим даром и знал, что потомок его рода будет равен Моше и Аарону. Ослепленный самовлюбленностью и тщеславием, он не разглядел, что это будет пророк Шмуэль, и решил, будто сам и есть тот человек.
Из вышесказанного мы можем сделать следующее заключение: нам следует опасаться искать себе почет, чтобы не навлечь беду и не потерять связь с Творцом.