Вопрос:
У меня возник вопрос касательно уникального положения Десяти Заповедей в еврейской традиции. Насколько я понимаю, они обладают особым статусом, поскольку были начертаны самим Всевышним на каменных скрижалях и дарованы всему народу Израиля.
Не могли бы вы подробнее разъяснить, действительно ли Десять Заповедей имеют исключительное значение по сравнению с остальными заповедями Торы? И если да, то в чем заключается их уникальность с точки зрения Иудаизма?
Ответ:
Десять Заповедей особенны тем, что они были услышаны всем еврейским народом во время величайшего события в еврейской истории — Дарования Торы на горе Синай. Они были начертаны самим Творцом на Скрижалях Завета и переданы Моше и всему народу Израиля на горе Синай. После того как Моше разбил первые скрижали, он получил указание Творца высечь эти заповеди на новых скрижалях.
Раши, комментируя стих «скрижали каменные, и закон, и заповедь, которые я написал для научения их» (Шмот, 24:12), приводит слова рабейну Саадии Гаона о том, что все 613 заповедей включены в Десять заповедей. Каждая из Десяти заповедей содержит в себе относящиеся к ней заповеди Торы.
Это мы видим и в Иерусалимском Талмуде, где говорится, что между каждой из Десяти заповедей находятся все тонкости и буквы Торы.
Об этом также явно сообщает мидраш раба.
По причине их важности Мишна (Тамид, 5:1) рассказывает о том, что Десять Речений, наряду с чтением Шма, были частью молитвы коэнов в Храме.
Однако за пределами Храма наши мудрецы запретили общинам читать их, чтобы люди ошибочно не подумали, будто другие заповеди, кроме этих, нет не так важны (Брахот, 12а).