Вопрос:
В некоторых еврейских общинах существует обычай не изучать Тору в ночь христианского Рождества. При этом молитвы в синагогах проводятся в обычном порядке. Возникает закономерный вопрос: каково происхождение этой традиции и почему она затрагивает именно изучение Торы, но не касается молитв?
Ответ
В некоторых ашкеназских общинах действительно существует обычай не изучать Тору в ночь христианского Рождества. Приводятся различные причины этого обычая, одна из них: изучение в это время может добавить жизненных сил нечистым силам (клипот). Согласно этому, именно изучение Торы запрещено, а не молитва.
Однако многие великие мудрецы поколений выступали против этого обычая, поскольку нельзя отменять какую-либо заповедь из-за скрытых причин (особенно учитывая, что эти скрытые причины не упоминаются в авторитетных каббалистических книгах, таких как Зоар или труды Аризаля). Тем более, когда речь идет о заповеди изучения Торы, которая важнее всех других заповедей (мишна, Пеа, 1:1), а грех пренебрежения изучением Торы тяжелее всех других грехов Торы (Сифри, глава Экев).
И вот, что пишет рав Овадья Йосеф относительно этого обычая («Ябиа Омер», часть 7 — Йоре Деа, глава 20): «По моему мнению, в словах тех, кто говорит о запрете учить Тору в ночь Рождества, нет никакой сути, и их утверждения не имеют совершенно никакого основания. Наши учителя никогда не прекращали, и мы, следуя их примеру, также не прекращаем изучать Тору в эту ночь, как это принято во все остальные ночи года. Ведь, как учат нас мудрецы, ночь создана именно для углубленного изучения».
Рав Овадья продолжает: «Позже я обнаружил в книге ‘Таамей а-Минагим’ интересное историческое объяснение. Оказывается, в некоторых местах действительно не ходили учиться в эту ночь, но причина была совсем в другом. В те времена антисемиты устраивали засады на улицах и жестоко избивали любого еврея, которого встречали, иногда даже до смерти. Поэтому раввины того времени постановили, чтобы учителя, ученики и все учащиеся оставались дома в эту ночь и не рисковали жизнью, выходя на улицу. Похоже, именно отсюда возникло ошибочное мнение, что в эту ночь нельзя учиться вообще. Но даже тогда не запрещалось учиться дома – запрещалось только выходить на улицу, идя в дом учения, из-за опасности. А сегодня, слава Богу, когда на наших улицах нет таких опасностей, эта причина совершенно неактуальна.»