Вопрос:
При изучении Мишны я обратил внимание, что в некоторых местах глухой человек приравнивается к умственно неполноценному. Мне это странно, ведь известно, что глухие люди могут обладать высоким интеллектом. Могли бы пояснить этот момент?
Ответ:
Действительно, во многих местах Мишна упоминает глухого в одном ряду с малолетним и умственно неполноценным (например, Гитин 2:6; Трумот 1:1). Из этого следует, что, по мнению составителей Мишны, глухой человек приравнивается к умственно неполноценному. Естественно, возникает закономерный вопрос: почему это так, учитывая, что глухие люди могут быть вполне разумными?
Для ответа на этот вопрос обратимся к Мишне в трактате Трумот (1:2). Там поясняется, что во всех случаях, когда наши мудрецы говорили о глухом, речь идет исключительно о глухонемом. В те времена было невозможно вербально контактировать с глухонемым человеком. Всё взаимодействие осуществлялось только визуально. Человек, который мыслит и общается с другими исключительно визуально, несомненно, ограничен в развитии своего сознания.
Поэтому Шульхан Арух (Хошен Мишпат 235:18) на основе слов Гемары (Гитин 71а) постановляет, что, если человек в прошлом мог слышать и говорить, а затем потерял слух, он по-прежнему считается дееспособным.
Более того, глухонемой, который обучался в специализированной школе и умеет общаться посредством языка жестов, по мнению некоторых поским (например, рав Шломо Залман Ойербах, Минхат Шломо 1:34), считается дееспособным. Однако следует отметить, что существуют и другие поским, которые полагают, что закон в отношении такого глухонемого, владеющего языком жестов, не отличается от закона, применяемого к другим глухонемым (например, рав Ицхак Вайс, Минхат Ицхак, часть 1, глава 132).