Вопрос:
Я слышал, что в Хануку, в отличие от Пурима, нет обязательной заповеди устраивать праздничные трапезы. Так ли это, и если да, то чем обусловлено такое различие между этими праздниками?
Ответ:
Вы правы, в дни Хануки, в отличие от Пурима, нет специальной заповеди устраивать праздничные трапезы. Левуш объясняет причину этого различия, анализируя характер угроз, с которыми столкнулся еврейский народ в каждом из этих случаев.
В истории Пурима указ Амана был направлен на физическое уничтожение евреев – «истребить и убить». Это была угроза самому существованию народа, его телесной сущности, что напрямую связано с пиршествами и весельем. Даже если бы евреи согласились отказаться от своей веры, Аман все равно не принял бы этого. Поэтому, когда Всевышний спас народ от этой угрозы, мудрецы установили выражать благодарность и в телесном плане – через пиры и веселье.
В случае же с Антиохом ситуация была иной. Его указы не были направлены на физическое уничтожение народа. Целью греков было духовное порабощение – заставить евреев отказаться от своей веры, «заставить забыть Тору и нарушить законы Всевышнего», как мы говорим в молитве «Аль а-Нисим». Если бы евреи согласились подчиниться грекам, признать их власть, платить им дань и отказаться от своей веры, преследования прекратились бы. Но по милости Всевышнего евреи одержали победу, и поэтому праздник был установлен именно как дни духовной благодарности и восхваления.
Хотя в Хануку нет прямой обязанности устраивать праздничные трапезы, если трапеза организуется с целью публичного распространения знания о чуде (פרסומי ניסא), и во время неё произносятся слова Торы и поются песни и восхваления Всевышнему, такая трапеза приобретает статус «сеудат мицва» — заповеданной трапезы.
И еще несколько слов о трапезах в Хануку…
Существует также особый обычай употреблять в Хануку молочные продукты. Этот обычай имеет несколько объяснений и связан с различными историческими и духовными аспектами праздника.
Биур Халаха (комментарий к Мишне Бруре) предостерегает относительно правильного проведения праздничных дней Хануки: «Радость праздника должна быть смешана и пропитана радостью изучения Торы, и человеку не следует отменять свои постоянные занятия Торой в эти дни для того, чтобы принять участие в ханукальной трапезе». Беур алаха пишет: «К сожалению, есть люди, которые вместо песнопений и восхвалений Всевышнего за чудеса, совершённые для нас, проводят время за игрой в карты. Святые книги сильно осуждают такое поведение, и тот, кто бережёт свою душу, должен держаться от этого подальше».