Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Совершенное гостеприимство

«И сказал Б -г ей: два народа во чреве твоем, и две нации из утробы твоей разделятся. Народ над народом усилится, и большой будет служить младшему» (25:23).

Раши комментирует: «Два народа (гоим) во чреве твоем – написано «гордые» (геим). Это Раби и Антонинус, со стола которых не пропадала ни редька, ни хрен ни летом, ни зимой». Мы видим, что богатство Раби и Антонинуса выражалось в том, что на их столе были все дни года редька и хрен. На первый взгляд, это странно: почему именно эти два овоща выбраны, чтобы проиллюстрировать богатство этих двух мудрецов?

Ответ мы узнаем, прочитав следующую историю.

Раби Ишайя Жуковицер был богатым таможенником и состоял в рядах последователей Виленского Гаона. Он был известен своей щедростью и в проявлении гостеприимства не имел себе равных. Не многие знали о том, что он также был большим знатоком Торы.

Днем его дом был заполнен гостями из числа людей, зашедших к нему по пути. Но когда все ложились спать, он спускался в погреб и там занимался открытой и тайной частями Торы.

Это случилось накануне Шабата после полудня, когда через городок проезжали три еврейских торговца. Они уже возвращались домой после участия в ярмарке, проходившей в одном из городов Литвы.

Раби Ишайя, желая удостоиться выполнить заповедь гостеприимства, поспешил выйти им навстречу и пригласил к себе в дом, но они отказались. Они очень спешили и намеревались достичь следующего города еще до захода солнца.

Но дело в том, что у Творца мира были другие планы. Когда телега, на которой ехали торговцы, была на небольшом расстоянии от городка, у нее сломалось колесо. Извозчику ничего не оставалось, кроме как пешком вернуться в Жукович. Достигнув городка, он обратился к раби Ишайе и спросил, не соблаговолит ли тот продать ему запасное колесо, чтобы починить телегу.

Раби Ишайя, естественно, с радостью выполнил эту просьбу, но предупредил извозчика: «Скорее верни торговцев в наш городок, причем сразу ко мне домой, так как до начала Шабата они не смогут добраться до пункта назначения». Извозчик так и поступил. Торговцы тоже понимали, что ввиду сложившихся обстоятельств им лучше остаться в Жуковиче, чем встречать Шабат в дороге.

Но их ждал непредвиденный сюрприз. Когда торговцы прибыли в дом к раби Ишайе, тот принял их приветливо, но сразу же предупредил: «Господа, как владелец гостиницы я не люблю вести сложные расчеты после Шабата, поэтому хочу сразу сказать: два дня пребывания вплоть до утра воскресенья, включая три трапезы Шабата и трапезу проводов Царицы Субботы, будут стоить вам пять золотых. За эти деньги у вас будет превосходное обслуживание и вкуснейшая еда».

Цена показалась торговцам чересчур завышенной, но время не позволяло долго торговаться. Ведь им нужно было место на Шабат. Лишенные выбора, они согласились на сумму, названную раби Ишайей, а в течение Шабата пользовались своими правами: сытные трапезы, прекрасные вина и всё, чего желала душа их. Хозяин дома старался угодить им изо всех сил.

В воскресенье с утра, прежде чем выдвигаться в путь, торговцы подошли к раби Ишайе и протянули ему оговоренную плату: пять золотых с человека. Но к их удивлению, раби Ишайя отверг деньги и вернул их торговцам. «Когда мне выпадает возможность выполнить заповедь гостеприимства, – сказал он, – разве я могу продать ее за несколько золотых? Не дай Б -г мне сделать такого!»

Торговцы не могли скрыть своего удивления от странного поведения хозяина: «Если Вы хотели исполнить с нами заповедь, почему не сказали об этом с самого начала? Зачем Вы потребовали плату за проживание и еду, да еще и такую высокую?» – спросили они. А раби Ишайя пояснил: «Смотрите, если бы я изначально сказал вам, что всё бесплатно, вы вели бы себя скромно и экономно, стараясь не съесть ничего лишнего. Я же хотел как раз обратного: чтобы вы просили всего, чего захотите, и чувствовали себя свободно, требуя самое лучшее. Поэтому я притворился, что хочу взять с вас полную стоимость, даже завышенную, и так добился того, что вы не стали ни в чем себя ограничивать».

Это и есть совершенное гостеприимство, настоящее милосердие. Человек, обладающий настоящей щедростью, не довольствуется всего лишь исполнением милосердного поступка, а старается сделать его наилучшим и превосходнейшим образом.

Теперь мы можем понять, почему Раби и Антонинус старались, чтобы на их столе всегда были редька и хрен. Оба этих овоща упоминаются в Гмаре как средства, помогающие пищеварению.

Ведь Раби и Антонинус были очень старательны в исполнении заповеди гостеприимства. За их столом всегда сидело много людей, не входивших в число их родных и близких. Чтобы убедиться, что гости едят много и с аппетитом, Раби и Антонинус подавали на стол редьку и хрен, которые улучшают работу кишечника. А когда человек вкушает обильную трапезу, то ему становится радостно на сердце. Тогда заповедь исполняется самым совершенным образом!

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому