Есть люди, которые полны желания сделать тшуву, приблизиться к Творцу. Но что-то не дает им возможности оставить грехи, поскольку они для них очень сладки. Мишна в Пиркей Авот (2:1) дает чудесный совет: сопоставить удовольствие, которое мы получаем от греха, с убытком и вредом, который он нам причиняет. Серьезно обдумав этот вопрос, человек, несомненно, придет к выводу, что ему «невыгодно» грешить, как бы приятно это ни было.
Думаю, что этот подсчет может быть применен не только к тому, что человек теряет посредством совершения греха в будущем, вечном мире, но также и к тому, что он теряет посредством неправильного поведения в этом мире.
Приведем следующий пример.
Несколько лет назад некий нерелигиозный еврей, психолог по профессии, стал постепенно приближаться к Творцу. Он ходил на уроки Торы и жадно «глотал» ее святые слова. С каждым днем он всё больше и больше убеждался в истинности Торы, однако с практической точки зрения у него ничего не менялось. Он продолжал жить той же нерелигиозной жизнью, которой жил до сих пор. Так продолжалось более полугода, но в какой-то момент этот еврей перестал приходить на ежедневные уроки Торы.
Все ждали его прихода день, два, три… Через неделю он, в конце концов, пришел. На его голове была кипа, под рубашкой был заметен талит катан.
«Что с тобой произошло?» – спросили его.
Он объяснил: «На самом деле, мне самому мешало то, что со мной происходит. Я часто об этом думал, но никак не мог понять, что не дает мне продвигаться. Тогда я решил взять отпуск на работе, никуда не ходить, а только серьезно обдумывать этот вопрос. Будучи дома, наедине с собой, я смог глубоко поразмышлять над этим. И вдруг я понял: мне мешает продвигаться мой столовый сервиз. Этот чудесный сервиз я привез из Японии, когда был там в командировке. Все, кто приходил ко мне в гости, испытывали необыкновенное восхищение при виде этого сервиза. Но он был некошерным. Подсознательно я понимал, что, если я стану религиозным, я не смогу пользоваться этим сервизом. Я понял, что это – то, что мешает мне продвигаться. Тогда я сказал себе: “Неужели этот сервиз испортит мне всю жизнь? В конце концов, сколько раз в месяц приходят ко мне гости, которые еще не видели этот сервиз? Сколько времени может продолжаться их изумление сервизом? Не будет этого!” Я взял молоток и разбил этот сервиз на мелкие кусочки. И вдруг я почувствовал большое облегчение: теперь уже ничто не мешало мне жить в соответствии с моим истинным пониманием».