Вопрос:
Шавуа Тов, Рав Реувен.
Мой вопрос касается книги Теилим. Известно, что Давид аМелех составил книгу Теилим, однако не все псалмы были написаны им лично. Наша традиция признает авторство таких личностей, как Адам Ришон, Моше, Шем, сыновья Кораха, Авраам, Йедутун, Асаф, Шломо, Эйман, а также существует мнение, что Эзра также внес свой вклад в создание Теилим. Меня интересует история 137-го псалма, где говорится о плаче Левитов, отрубивших себе большие пальцы на руках, чтобы лишить себя возможности играть на арфах, как они делали это в Храме, во время Вавилонского плена.
Кто является автором этого псалма и кто включил его в книгу Теилим? Если это Эзра, то почему не все согласны с тем, что он является автором? И если этот Теилим был добавлен последним, что мы знаем о причинах его размещения именно под номером 137?
Ответ:
Шавуа Тов!
Вы совершенно правы, Талмуд (трактат Бава Батра, 15а) сообщает нам, что царь Давид был не единственным автором Теилим. В Талмуде приводится список из 10 соавторов этой священной книги. Хотя имя Эзры не упоминается в этом списке, мидраш Шир аШирим Раба приводит мнение, согласно которому Эзра также был одним из ее соавторов.
Как Вы верно отметили, Псалом 137 выражает глубокую боль и отчаяние Левитов, которые, согласно традиции, отрубили себе большие пальцы, чтобы лишить себя возможности играть на арфах в знак скорби по разрушенному Храму и родной земле.
Возникает вопрос: кто же был автором этого псалма, повествующего о событиях, произошедших после разрушения Храма?
Если принять во внимание мнение о соавторстве Эзры, можно предположить, что именно он мог включить этот псалом в книгу Теилим, основываясь на его близости ко времени Вавилонского плена и глубоком понимании переживаний народа.
Те же из наших мудрецов, которые считают, что Эзра не был соавтором Теилим, могут утверждать, что царь Давид пророчески предвидел будущие события и составил этот псалом, выразив голос Левитов. И так пишет комментатор Мецудат Давид: «Давид пророчески узрел будущее изгнание евреев в Вавилон Навуходоносором и выразил их печаль и тоску через слова Левитов, которые будут оплакивать разрушение Циона и пленение на берегах рек Вавилона».
Если рассматривать вопрос о том, почему этот псалом был размещен именно под номером 137, можно отметить следующее: 137-й псалом идет сразу после пятнадцати шир а-малот, которые левиты пели на ступенях Храма. Это символично, потому что после песен, восхваляющих Бога в Храме, наступает момент, когда выражается глубокая скорбь о разрушенном Храме. Это как будто левиты продолжают свое служение, но теперь через выражение своего горя по утраченному.