Кто такой Ункелос?
Ункелос сын Калонимоса, также известный как Ункелус или Онкелос, занимает уникальное место в иудейской традиции как переводчик Торы на арамейский язык. Его перевод, Таргум Ункелоса, признан наиболее значимым и глубоким толкованием Торы. Одна из уникальных особенностей этого перевода заключается в его связи с самим откровением Торы. Согласно Талмуду, арамейский перевод Торы, изначально был передан Творцом Моше на горе Синай, но со временем был забыт. Ункелос же удостоился возобновить его. В Талмуде сказано, что этот перевод был сделан на основе учений, которые Ункелос получил от своих учителей рабби Элиезера и рабби Йеошуа.
Важность этого перевода не может быть переоценена. Он не просто облегчает понимание текста для тех, кто не владеет ивритом, но и обогащает понимание Торы, открывая глубину и многогранность ее учений. Таргум Ункелоса также имеет центральное значение в еженедельной практике изучения Торы, когда каждый еврей, согласно Талмуду, должен читать текст недельной главы дважды на иврите и один раз с его переводом.
Многие комментаторы, включая Раши, неоднократно цитируют Таргум Ункелоса в своих толкованиях, пытаясь лучше понять текст Торы.
Биография
Ункелос прозелит был благородного происхождения из семьи римских императоров, племянник императора Адриана. Он принял иудаизм в 1 веке н.э. в конце периода таннаев, перед восстанием Бар-Кохбы, и бежал в Землю Израильскую из-за страха перед своим дядей императором. Он присоединился к мудрецам Явне и учился у них. Ункелос стал учеником рабби Элиэзера и рабби Иехошуа (в Вавилонском Талмуде, трактат Бава Батра, 99а).
Согласно агаде, Ункелос был племянником императора Адриана, который разрешил ему путешествовать по миру и изучать все, что он пожелает. Немного другая версия в Вавилонском Талмуде говорит, что Ункелос был племянником Тита. В то время Ункелос уже планировал принять иудаизм и боялся своего дяди. Поэтому он пришел к нему и попросил разрешения путешествовать по миру и заниматься торговлей.
Его дядя император сказал ему: «Разве тебе не хватает денег и золота? Ведь мои сокровища перед тобой». Ункелос ответил: «Я хочу заниматься торговлей, путешествовать за границу, и прошу твоего совета, как это сделать». Император сказал ему: «Всякий товар, который ты видишь ничтожным и презираемым в стране, иди и займись им, ибо в конце концов он возвысится, и ты заработаешь». То есть император посоветовал ему искать товар, ценность которого сейчас низка, вложиться в него и заработать на повышении цены.
Ункелос приехал в Землю Израильскую и учил Тору у рабби Элиэзера и рабби Иехошуа. Когда его дядя Адриан увидел, что лицо его изменилось, он спросил: «Почему изменилось твое лицо? Я полагаю, что твоя торговля принесла убыток, или, может, кто-то тебя огорчил». Ункелос ответил: «Нет». Адриан спросил: «Почему же твое лицо изменилось?». Ункелос ответил: «Я изучал Тору, и не только, я обрезал себя». Адриан рассердился и спросил: «Кто тебе велел так поступить?». Ункелос ответил: «Я советовался с тобой. Когда я сказал, что хочу заниматься торговлей, ты посоветовал мне: ‘Всякий товар, который ты видишь ничтожным и презираемым в стране, иди и займись им, ибо в конце концов он возвысится’. Я обошел все народы, и не нашел народа более ничтожного и презираемого, чем Израиль, который в конце концов возвысится…».
Как сказано, Ункелос принял иудаизм в 1 веке н.э. В трактате Гитин (56b) рассказывается, что перед тем, как Ункелос решил обратиться, он попросил совета у духов троих известных врагов еврейского народа – Адриана, Валаама и Иисуса. Он вызвал их духов с помощью некромантии, и все трое рассказали ему о суровых наказаниях, которые получили за зло, причиненное еврейскому народу.
В Талмуде говорится: сначала Ункелос вызвал дух своего дяди Тита – который был ответственен за разрушение Второго Храма и его осквернение – и спросил его: «Кто уважаем в грядущем мире?». Тит ответил: «Народ Израиля». Ункелос спросил: «Что ты думаешь, стоит ли мне обратиться и присоединиться к ним?». Тит ответил: «У них много заповедей, и ты не сможешь выполнить их все и соблюдать; пойди и воюй с ними в этом мире и стань правителем».
Ункелос спросил: «Какое наказание ты получил за разрушение Храма?». Тит ответил: «Каждый день собирают мой пепел, снова созидают меня, судят меня в мучениях, а потом сжигают; и так снова и снова…».
Затем Ункелос вызвал дух Валаама, который пытался проклясть еврейский народ перед входом в Землю Израильскую и ввел их в грех с дочерями Моава и Мидиана, и спросил его: «Кто уважаем в грядущем мире?». И Валаам ответил «Израиль», как и предыдущий. «Стоит ли мне присоединиться к ним?» — спросил Ункелос. Валаам ответил: «Не ищи их мира и благополучия во все дни…». Ункелос спросил: «Какое наказание ты получил за то зло, которое причинил Израилю?». Тот ответил: «Меня судят, погружая в кипящее семя».
Затем Ункелос вызвал дух того, кого Талмуд называет «преступником Израиля», то есть Иисуса – ученика рабби Иехошуа бен Перахьи – который «колдовал, вводил в заблуждение и соблазнял Израиль». Он спросил его: «Кто уважаем в грядущем мире?». И тот ответил «Израиль», как предыдущие. «Стоит ли мне присоединиться к ним?» — спросил Ункелос. Иисус ответил ему: «Ищи их благо, не ищи их зла; все, кто прикасается к ним, как если бы вредил себе». Ункелос спросил: «Какое наказание ты получил за то зло, которое причинил Израилю?». Иисус ответил: «Меня судят, погружая в кипящие испражнения».
В трактате Авода Зара (11а) рассказывается, что после того, как Ункелос обратился, император послал отряд солдат, чтобы привести его. Ункелос привлек их сердца несколькими стихами из Писания – и весь отряд обратился. Тогда император послал другой отряд и сказал им: «Ничего не говорите ему». Когда они взяли его и пошли, он увидел мезузу на дверном косяке, положил на нее руку и сказал им: «Что это?». Они ответили: «Скажи нам сам». Он сказал им: «В мире принято, что царь из плоти и крови сидит внутри, а слуги охраняют его снаружи. А у Всевышнего слуги внутри, а Он охраняет их снаружи, как сказано: ‘Господь будет охранять выход твой и вход твой отныне и вовек'». Услышав это, они тоже обратились, и император отчаялся и больше не посылал за ним.
Вклад Ункелоса
Вклад Ункелоса в иудейскую культуру и образование невозможно переоценить. Он не только восстановил забытый перевод, данный на горе Синай, но и обеспечил более глубокое и доступное понимание Торы для всех поколений евреев.