В нашей главе обсуждается положение еврейского раба. Такой раб – это еврей, который оказался в рабстве по одной из двух причин: либо из-за крайней нужды, когда его финансовое состояние не позволяет обеспечить себя самостоятельно, и он продает себя в рабство, чтобы хозяин предоставлял ему необходимое; либо это вор, не имеющий возможности возместить стоимость украденного имущества, и который продается судом в рабство для покрытия долга.
Через шесть лет службы раб должен быть освобожден, независимо от того, заработал он достаточно для погашения долга или на собственное содержание или нет.
Однако, если после шести лет службы раб заявляет: «Я люблю моего хозяина, мою жену и моих детей и не желаю выходить на свободу» (Шмот 21:5), его хозяин должен привести его к суду. Если раб перед судьями подтверждает свое желание остаться, хозяин приводит его к двери или ко дверному косяку своего дома (или дома другого) и прокалывает ему правое ухо шилом или другим инструментом, обозначая, что он останется рабом до наступления следующего юбилейного года (йовеля, который наступает каждые пятьдесят лет). Только с приходом йовеля раб получит свободу, если он доживет до этого момента.
Раши объясняет, почему прокалывается именно ухо: раби Йоханан бен Закай (Кидушин 22б) говорит, что это ухо, которое слышало на горе Синай приказание «не воровать», и тем не менее совершило кражу, должно быть проколото.
Возникает вопрос, почему прокалывается именно ухо, ведь к краже привели ноги, а не ухо. Отсюда мы можем сделать вывод, что основная проблема заключается в недостаточном внимании к словам Создателя: если бы человек внимательно слушал заповеди, его ноги не привели бы его к преступлению.
Тора неоднократно призывает нас прислушиваться к ее заповедям: «И ныне, Израиль, слушай законы и правила, которые я учу вас выполнять» (Дварим 4:1), «И призвал Моше всех Израильтян и сказал им: ‘Слушай, Израиль, законы и правила, которые я сегодня говорю вам'» (Дварим 5:1), «Слушай, Израиль: Господь, наш Бог, Господь един» (Дварим 6:4), «И будет, если вы внимательно слушать мои заповеди, которые я заповедую вам сегодня» (Дварим 11:13).
Все это потому, что, если человек хорошо прислушается к заповедям Творца, то он и выполнит их.