Вопрос:
В главе Балак мы сталкиваемся с интересным моментом. Всевышний говорит Моше: «…возьми всех начальников народа и повесь их пред Господом против солнца…» (Бемидбар 25:4)
Однако Моше говорит судьям Израиля: «…убейте каждый людей своих, прилепившихся к Баал-Пеору…» (Бемидбар 25:5)
Почему Моше не сказал им сделать в точности то, что сказал Всевышний? И почему после этого не указано ничего, что должно было быть сделано — пусто! Ни то, что сказал Всевышний, ни то, что Моше сказал судьям исполнить!
Значит ли это, что единственный, кто выполнил указ, был Пинхас? И казнив только одного из всех грешивших, он искупил весь народ?
Ответ:
За идолопоклонство Тора предписывает смертную казнь через побиение камнями (скила). После этого тело казненного на короткое время вывешивали для всеобщего обозрения.
Когда Всевышний говорит о повешении, Он подразумевает весь процесс наказания. Упоминание именно этой, заключительной части казни подчеркивает важность её публичного аспекта. Повешенные тела становятся наглядным предостережением для всех, удерживая других от подобного греха.
Моше, в свою очередь, обращаясь к судьям, дает им четкие инструкции по исполнению приговора. Он говорит прямо: убейте идолопоклонников. Судьи, зная закон, понимают, что это включает в себя весь процесс казни, включая последующее повешение тел.
Действия Пинхаса были отдельным актом ревности о Всевышнем, который искупил грех народа. Важно отметить, что Пинхас проявил свою ревность не по отношению к тем, кто служил идолам, а к Зимри, сыну Салу, который публично совокупился с мидьянитянкой Козби. Этот поступок Пинхаса был направлен на пресечение разврата и сохранение чистоты еврейского народа.
Таким образом, отвечая на поставленные вопросы:
- Моше не противоречил словам Всевышнего, а лишь конкретизировал их для судей, используя более прямые формулировки.
- Отсутствие в тексте Торы явного упоминания о выполнении приказа не означает, что он не был исполнен. Можно предположить, что судьи выполнили указание Моше.
- Действия Пинхаса, хотя и связаны с общей ситуацией греха в стане, были отдельным событием, не заменяющим наказание идолопоклонников, о котором говорили Всевышний и Моше. Тем не менее, именно этот акт ревности Пинхаса остановил мор и искупил грех народа в глазах Всевышнего.