Вопрос:
Уважаемый рав Куклин, какова Ваша позиция относительно следующего вопроса: являются ли все творения Всевышнего, включая животных, значимыми? Обладаем ли мы правом наносить им ущерб? И как мы должны поступать в случае, если перед нами встаёт угроза жизни человека?
Ответ:
Все творения Всевышнего важны, в том числе животные и растения. Мы должны относиться к ним с уважением и почтением, поскольку они являются проявлением мудрости Творца. Об этом писал великий каббалист Рамак в своей книге «Томер Двора».
Рав Арье Левин рассказывал, как однажды в молодости он сорвал листочек с дерева, не придав этому значения. Увидев это, рав Кук побледнел и сказал, что этот листочек пел песнь Творцу, и не стоило прерывать её без надобности. С тех пор рав Левин всегда остерегался срывать растения просто так.
Мы обязаны относиться с глубоким уважением не только к живой природе, но и к неодушевленным предметам. Эта мысль прослеживается в главе Йитро. В ней говорится о запрете подниматься по ступеням к жертвеннику, дабы не открылась нагота. Величайший комментатор Торы Раши поясняет, что, хотя камни лишены разума и не способны обидеться на пренебрежительное отношение, Тора, тем не менее, запрещает относиться к ним неуважительно. Отсюда, по словам Раши, следует непреложный вывод: если даже к неодушевленным предметам надлежит относиться с почтением, то насколько же бережнее мы должны обращаться с ближними своими, сотворенными по образу и подобию Творца.
Поскольку необходимо с почтением относиться ко всем созданиям Творца, Тора запрещает нам мучить животных и требует милосердного отношения к ним. В Торе есть ряд заповедей, цель которых гуманное обращение с животными. Так, к примеру, человек обязан спасти животное от страданий, даже если оно принадлежит врагу. Человеку запрещено есть, пока голодно зависящее от него животное. Нужно дать животным отдых в Шаббат. Запрещено запрягать вместе разные виды животных, чтобы не обижать более слабых. Тора обязывает отогнать птицу-мать, прежде чем взять птенцов.
При этом иудаизм утверждает, что существует иерархия творений, где человек, созданный по образу и подобию Бога, — на вершине, поскольку он создан служить Творцу, а все создание – помогать ему в этом. Защита прав животных — обоюдоострый меч. Хотя к животным нужно относиться этично, не все виды равны. Опасно размывать эту границу и считать жизнь человека и животного одинаково священной. Убийство человека и убийство животного – несопоставимые по своей тяжести деяния.
Подводя итог, можно сказать, что иудаизм призывает нас с почтением и уважением относиться ко всем творениям Всевышнего, признавая в них проявление Его мудрости. Мы должны быть добры и милосердны к животным, избегать причинения им вреда и страданий без веской причины. В то же время, важно помнить об особом положении человека как существа, созданного по образу и подобию Божьему. Человеческая жизнь священна и всегда будет цениться несравненно выше, чем жизнь животных.