Раби Авраам бар Йехиэль-Михл Данциг (Хаей адам; 5508-5581 /1748-1821/ гг.) – выдающийся законоучитель.
Детство и юношество
Родился в г. Данциге (Гданьске), на севере Польши.
Учился в ешиве г. Праги под руководством знаменитого пражского раввина р. Йехезкеля Ландо (Нодэ бийеуда).
В восемнадцатилетнем возрасте получил раввинское звание, дающее право судить и наставлять закону.
Однако, не желая извлекать прибыль из своих познаний в Торе, р. Авраам отказался от предлагаемых ему раввинских должностей и занялся коммерцией. Он вел успешную торговлю в Лейпциге и Франкфурте, не прерывая углубленного изучения Торы: по его собственному признанию, он размышлял о проблемах, связанных с изучением Торы, «отправляясь в дальние переезды и сидя в своем магазине… и даже во время деловых операций» (Предисловие к Хохмат адам).
Cудья и законооучитель
Около двух десятилетий, с 5554 /1794/ по 5572 /1812/ год, р. Авраам Данциг был даяном (судьей) и законоучителем в Вильно (Вильнюсе).
Являясь одним из самых преуспевающих деловых людей Вильно, он решительно отказывался получать вознаграждение за свой труд судьи.
Близость в Виленскому Гаону
Р. Данциг был очень близок к Виленскому Гаону, учился у него, а затем, поженив своих детей, они породнились. В книгах, написанных р. Данцигом, содержатся многочисленные свидетельства о жизни и мировоззрении Гаона.
Хаей адам
В 5570 /1810/ году р. Данциг издал свой основной труд – краткий алахический кодекс Хаей адам (Жизнь человека), составленный им по совету Виленского Гаона.
В первом издании книга вышла без указания имени автора. В предисловии р. Данциг объяснил это так: «Важно не имя автора книги, а то, что в ней написано, – ведь от маленького червячка происходит шелковая нить для роскошных тканей, а от моллюска, называемого хилазон, – голубая краска, которую использовали для одежды коэнов в Храме».
Законодательный материал, представленный в Хаей адам, соответствовал разделу Орах хаим (Образ жизни) кодекса Шульхан арух. Однако в кодексе р. Данцига были учтены многочисленные обычаи и реалии, возникшие за два с половиной века, прошедшие со времени написания Шульхан аруха.
В случаях, когда законоучители последних поколений расходились во мнениях, р. Данциг, как правило, следовал алахическим решениям Виленского Гаона. В некоторых местах кодекса он прямо указывал: «Так я слышал от Гаона р. Элияу» (Хаей адам 5:27), «Так поступал Гаон р. Элияу» (там же 12:6) и т.п.
Однако в целом ряде случаев р. Данциг принимал самостоятельное решение, отвергая мнение Гаона. «Уж таков путь постижения нашей святой Торы, – пояснял он, – один строит концепцию, а другой ее разрушает: ученик оспаривает мнение наставника, подобно тому, как Тур (автор кодекса Арбаа турим) полемизировал со своим отцом Рошем, …и отцу это было в радость» (Алиёт Элияу).
Кодекс, составленный р. Данцигом, отличался исключительной лаконичностью и четкостью формулировок, а также простотой языка, – это делало его доступным для читателя, неискушенного в талмудических исследованиях.
«Блажен тот, кто способен сам изучить весь кодекс Шульхан арух с сопровождающими его комментариями! – писал р. Данциг. – Но тем евреям, которые вынуждены тяжело трудиться, чтобы прокормить семью, понадобиться не менее полугода, чтобы дойти в этой книге хотя бы до главы «Утренние благословения». …Может не хватить и всей жизни, чтобы изучить только лишь раздел Орах хаим. …Я написал свою книгу для того, чтобы по ней можно было быстро изучить все законы, установленные р. Йосефом Каро (составителем Шульхан аруха) и позднейшими законоучителями». «Мое сочинение предназначается в первую очередь для юношества и для баалей-батим (домохозяев)», – указывал он в предисловии к кодексу.
Книга р. Данцига быстро обрела широкую популярность: она была принята евреями Европы в качестве общедоступного и авторитетного источника практической алахи. Еще при жизни автора во многих общинах стали создаваться специальные группы по изучению его кодекса – хабурот Хаей адам (товарищества для изучения книги «Жизнь человека»).
Законоучители последующих поколений часто ссылаются на мнение р. Данцига. До настоящего времени его кодекс выдержал более ста изданий.
Дополнительные труды
В 5576 /1816/ году р. Авраам Данциг издал в виленской типографии еще один краткий кодекс, озаглавленный Хохмат адам (Мудрость человека), – в эту книгу были включены законы ритуального характера (алахический материал книги тематически соответствовал разделу Йорэ деа кодекса Шульхан арух).
Р. Данциг составил знаменитую молитву Тфила зака (Чистая молитва), которую принято произносить в Йом кипур, перед началом вечерней службы.
В этой молитве говорится:
«Мучительный стыд не дает мне, Г-споди, поднять к Тебе свое лицо, потому что я совершал зло перед Тобою и преступал Твою волю, используя те самые органы тела и органы чувств, которыми Ты наделил меня… И если мы были преступны и мятежны, как свойственно человеку из плоти и крови, то Ты поступи, как свойственно Тебе, – сжалься и прости, …ведь Тебе свойственно принимать раскаявшихся» (Махзор на Йом кипур).
Смерть
Р. Авраам Данциг умер в Вильно в 5581 /1821/ году.