История Вавилонской башни
После окончания Всемирного потопа люди снова начали плодиться, размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. И вот они решили построить башню, которая должна была возвыситься до неба. Для чего? Чтобы стать равными с Богом и при этом оставаться вместе. Этот символ божественной силы человека, как люди думали, должен был быть построен в долине Страны Шинар.
Бог решил наказать их за высокомерие, повлияв на способность людей понимать друг друга. Поэтому он создал путаницу, внезапно разделив человечество на семьдесят разных народов и племен, каждый из которых имел свой собственный язык (отсюда и название Вавилон, что схоже со словом «путаница»).
Когда это произошло, от строительства Башни пришлось отказаться. Народы стали отделяться друг от друга, расходились в разных направлениях и так поселились по всем краям света.
Толкования этой истории
В классических комментариях на эту тему есть множество увлекательных объяснений. Начнем с Талмуда (Сангедрин 109a), где мы находим три варианта трактования:
В Школе рабби Шела учили, что люди строили башню с намерением пронзить небеса топорами, чтобы слить всю воду, содержащуюся в них, и таким образом сделать невозможным для Бога в случае Его гнева навести на мир еще один потоп. (Наверное, причина этого в том, что они решили, что их понимание науки и инженерного дела настолько велико, что они могут посоревноваться с Богом в управлении миром.)
Рабби Ирмия Бар Элазар учил, что на самом деле люди разделились на три группы, и у каждой были свои собственные планы на башню. Первая группа планировала подняться на нее, чтобы быть в безопасности, если наступит еще один потоп. Вторая хотела использовать башню как место, с которого удобнее всего поклоняться звездам. А третья группа фактически собиралась забраться по башне наверх, ближе к небесам, и оттуда сразиться с Богом.
Рабби Натан объяснял, что все помыслы людей, связанные с башней, были исключительно об идолопоклонстве.
Таргум Йерушалми говорит, что башня должна была быть увенчана статуей человека, держащего в руке меч — это настоящий акт неповиновения Богу, которого люди надеялись побороть.
Интересное мнение приводит Мидраш. Он поясняет, что люди боялись, что небеса будут обрушиваться на землю регулярно с периодичностью 1656 лет, потому что Всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. И люди решили просто построить подобие подмостков, чтобы поддержать небеса в следующий раз.
Маараль объясняет сказанное в Мидраше и учение Школы рабби Шела, говоря, что люди воспринимали потоп как естественное явление, которое произошло в результате движения небесных сфер и их расположения в небе. Целью возведения башни было как-то повлиять на потенциальную угрозу того, что они искренне считали естественным погодным явлением.
Рабби Овадия Сфорно (15-16 вв.) учит, что план размещения идола на вершине башни был таким, чтобы строение получило всеобщее признание как самый высокий храм и величайший бог в мире, что превратило бы его в центр поклонения для всего человечества — и тогда правитель башни стал бы управлять всем миром.
Рабейну Бахья (13-14 вв.) так же дает ряд пояснений. На начальном уровне он объясняет, что план состоял в том, чтобы построить некий памятник, который будет видно с очень большого расстояния. Люди хотели поселиться вместе и решили, что все они останутся жить рядом с башней и никогда не отойдут от нее. А любой, кто заблудился и отойдет слишком далеко от поселения, сможет вернуться домой, ориентируясь на башню. Однако это противоречило плану Бога, который создал мир, чтобы мы наполняли его и делали его лучше.
Он также предполагает, что люди, возможно, действительно создали первый молниеотвод. Они знали, что Бог обещал не спускать на мир еще одно наводнение и боялись, что вместо этого Он накажет бунтовщиков с помощью огня. Люди надеялись, что башня сможет спасти их от всех подобных ударов с использованием электричества, который сможет послать Бог. (Обратите внимание, что рабейну Бахья жил за много веков до Бенджамина Франклина.)
Нацив (Рабби Нафтали Цви Йеуда Берлин, глава знаменитой Воложинской ешивы 19 века) делится увлекательным и весьма поучительным взглядом на ситуацию. Он объясняет, что люди поколения Вавилонской башни были первыми социальными инженерами, которые надеялись создать утопическое общество, где все жили и мыслили как единый организм. Они боялись, что если отдельные люди образуют свои колонии и города, они будут развивать свою собственную культуру и уникальный образ жизни. А им хотелось, чтобы все жили в одной контролируемой среде, где можно было бы контролировать, чтоб все человечество оставалось культурно однородным. Башня служила базой, вокруг которой могли бы поселиться все люди их планируемой колонии — никто не покидал бы своих ближайших окрестностей. Проблема этого плана заключалась в том, что это был первый шаг к тираническому государственному режиму, в котором не допускалось никаких свободы слова и самовыражения, и именно поэтому Бог разделил всех на отдельные народы.
Некоторые мудрецы объясняли этот эпизод нашей истории следующим образом: люди задумывали построить башню, которая стала бы памятником, вдохновляющим их на общую цель — выживание. Они хотели «сделать себе имя» — обеспечить долгую память о себе на протяжении поколений.
В чем они ошибались?
Именно в том, что они видели выживание как самоцель. Давайте сделаем себе имя, сказали они, давайте сделаем все, чтобы будущие поколения читали о нас в своих книгах по истории. Для этих людей сама по себе жизнь была неким идеалом, а само выживание — добродетелью.
Это стало началом конца. Природа не терпит пустоты, что справедливо и для духовных реальностей: если наша душа или наши намерения не наполнены неким положительным содержанием, в конечном итоге создавшаяся пустота заполнится чем-то негативным. Когда нечто святое лишают его истинного высшего смысла, это неизбежно приводит к созданию Вавилонской башни.