Этимология
Слово голем (ивр. גולם) в буквальном переводе обозначает болванка», «чурбан».
Кто такой «голем»
Голем — это человек, созданный в соответствии с указаниями книги «Йецира». Голем выглядит только внешне как человек, однако у него нет души. Поэтой причине многие поским писали[1], что голема не возможно присоеденить к миньяну и даже нет запрета его убить.
Где упоминается «голем»
Книга «Йецира», посредством которой возможно создать голема, является древнейшей каббалистической книгой, которая была написана, по одним мнениям, Адамом, по другим, — Авраамом. В ней, между прочим, описывается, как при помощи различных сочетаний букв Имени Б-га создавать всевозможные материальные вещи. В Талмуде (трактат Санедрин 65 б, см. Раши там) сообщается, что Рава, используя указания этой книги, создал человека, так называемого голема. Там сообщается также, что рабби Ханина и рабби Ошая накануне каждой субботы изучали эту книгу и создавали по её инструкциям молодого телёнка, которого и ели на субботнюю трапезу.
Однако книга написана тяжелым языком и, если так можно сказать, «закодирована». Многие вещи, сказанные в ней, понятны лишь единицам. Это одна из причин того, что за всю историю известно лишь о немногих евреях, которые создали с её помощью какие-либо материальные сущности.
Есть и ещё одна причина. Лишь тот, кто находится на особом уровне святости и духовной чистоты, может пользоваться Именами, указанными в ней. Кроме того, эти Имена можно использовать только во имя Б-га и ради выполнения большой заповеди. Иначе человека может постичь страшная кара.
Рав Хаим из Воложина в предисловии к комментарию Виленского Гаона на «Сифра дэ-Цниута» сообщает, что Виленский Гаон досконально знал эту книгу. Рав Хаим пишет, что спросил у Виленского Гаона: «Если Вы так чудесно знаете эту книгу, Вы же можете создать с её помощью голема?». На что Виленский Гаон ответил, что он, действительно, как-то начал создавать голема, но с Небес ему не дали закончить, поскольку он в то время был очень молод. На вопрос, сколько лет ему тогда было, Виленский Гаон ответил, что был моложе возраста бар мицвы (13-и лет).
Маараль и голем
Существует известное предание о том, что Маараль из Праги создал голема. Согласно преданию, Маараль создал голема для того, чтобы он оберегал евреев от погромов. В конце концов, когда не было необходимости в нём, Маараль «поднял» его на чердак центральной синагоги Праги и «усыпил» его там. Предание утверждает, голем, созданный Маралем, до сих пор находится на чердаке этой синагоги.
Это предание бытует как среди евреев, так и среди неевреев. Как известно, в Праге стоит статуя голема, что показывает, насколько сильна вера в его создание у местного населения. В начале прошлого века была издана книга «Чудеса Маараля», которая, по утверждению издателя, была написана зятем Маараля. В ней подробно рассказывается о создании Мааралем голема и о всех «похождениях» этого голема. Однако многие сомневаются в истинности этого предания, а также в подлинности этой книги.
Необходимы ли для голема какие-то ингредиетны?
Из сказанного в Талмуде видно, что для создания голема нет необходимости ни в каких «ингредиентах»[2].
[1] См. респонса «Хахам Цви» (93), «Шеилат Яабец» (41), «Диврей Мешулам» (10).
[2] В книге «Чудеса Маараля» подробно рассказывается, какими ингридиентами пользовался Маараль при «приготовлении» голема. Однако, как сказано выше, многие считают, что эта книга – подделка, и невозможно пологаться на сказанное в ней.