29 марта в доме Кона всё было как обычно. После небольшой прогулки по магазину в обеденное время, вернувшись, я услышал звонок по телефону:
— Кон Эллиот дома?
Зная, что, кроме меня, в Цаѓале (Армия Обороны Израиля) нет другого «Эллиота», я чётко осознал, что это был призыв в армию.
— Вас призвали в срочном порядке. Я нахожусь в вашем районе. Подпишите бумагу и будьте в школе Рамлы через час с вещами.
— Сколько времени меня не будет? Куда меня отправляют?
— Это война, — ответили мне. — Здесь никто ничего не знает.
И в ту же пятницу я поступаю с двумя тысячами других десантников на военную базу, находящуюся в городе Петах-Тиква. Сколько человек ответили на экстренный вызов? Как говорил офицер, ответственный за призыв, 95 процентов подразделения собрали в течение трёх часов. Невероятно!
— У нас проблема, — говорит он мне. — Целые группы пятидесятилетних добровольцев, давно уже отслуживших, не могут ехать! Им не хватило мест в военизированных бронетранспортёрах!
С наступлением Шабата группы солдат, которые в течение трёх дней должны были уехать, собираются на огромной площади. Не вымолвив ни единого слова, мы устремляемся к ее центру. Около трехсот солдат чувствуют потребность объединиться в единой молитве. Дух субботнего гимна Леха доди невозможно описать словами. Это молитва тех, кто отправляется на войну.
Спасая еврейские жизни…
На следующий день, в шабат, мы все ещё не знаем, куда направляемся. Проводим целый день на стрельбище; впервые в своей жизни я нарушаю субботу. Странное чувство наполняет меня, но всё это ради пикуах нефеш — спасения души. Это война, и мы должны быть к ней основательно подготовлены.
Днём у нас есть свободный час. Я вынимаю томик трудов Маймонида и тщательно изучаю законы еврейской войны. Некоторые солдаты присоединяются ко мне, среди них есть не евреи. Мы узнаём, что должны принять участие в милхемет мицва, — заповеди обязательного участия в войне, — ибо спасение евреев от врагов — важная часть жизни еврея.
Может ли быть что-то выше этой заповеди после бомбардировки Нетании, Иерусалима, Хайфы и Тель-Авива?
Я думаю о Маймониде, который написал это почти тысячу лет назад, когда ещё не было ни еврейского государства, ни еврейской армии. Передо мной возникают образы Шоа, 60 лет назад, когда не было еврейского государства и еврейской армии. Тогда эти законы не имели силы. Но сегодня мне выпала честь находиться в еврейском государстве, где армия защищает своих граждан. «Благословен Ты, Б-г, сохранивший нас живыми и поддерживавший нас, Тот, Кто привёл к этому времени».
Чёткая миссия
Шабат близится к своему завершению. Нам объявляют, что наш командир батальона будет говорить с нами в 11 вечера. Среди нас заметно растёт напряжение. Я окидываю взглядом пятьсот десантников. Большинство из нас женаты и имеют детей. Все мы — офицеры запаса. Мы знаем, что куда бы ни пошли, на каждом шагу нас ждет опасность. Да, все мы там — религиозные и неверующие, ашкеназим и сфарадим. Мы — часть единого народа, объединяемся в достижении одной цели — защищать своих собратьев.
Если бы знали, насколько ложны пророчества о грядущем некоторых из нас. Еврейский народ жив и процветает!
В 23.00 командир батальона объявляет, что мы должны захватить арабскую деревню Туль-Карем. Наша задача — уничтожить террористические анклавы в деревне. Командир чётко объясняет цели и задачи: кто-то в этой деревне просто носит оружие, а кто-то — попытается нас убить. Мы не должны причинить вред тем, кто не имеет отношения к террору. Нам следует оберегать наш целем энош — уважение к невинной человеческой жизни.
Горячая слеза прожигает мою щёку. Какая армия! Какие замечательные люди, и я — их часть! Представьте на мгновение, если всё поменяется местами — смогли бы арабы проявить сочувствие к нашим гражданам или они положили бы всех первыми? Пожалуй, я оставлю этот вопрос без ответа.
В воскресенье ночью наше подразделение отправляется в Туль-Карем. В то время, как я пишу это, многие из наших бойцов проникают в дома в поисках террористов и их оружия. Хвала Б-гу, я возвратился домой целым и невредимым.
Бойцы, которых я встретил на прошлой неделе, преподали мне хороший урок, оставив в душе залог оптимизма на будущее. Несмотря на все трагедии, которые мы пережили в течение прошлых месяцев, мы полны сил и гордимся людьми, которые выживут назло нашим врагам.
Помолимся, чтобы Всевышний простёр Свою руку помощи детям Своим, и возвратил их домой целыми и невредимыми как можно скорее.