«Ступай к моей дочери… Благословение от нее имеет большее значение»
Рассказывают, что, когда Рав Хаим Каневски почувствовал себя нехорошо, то попросил благословения у своего тестя, Рава Эльяшива, благословенна память праведника. Один из величайших еврейских мудрецов предыдущего поколения, он же отец рабанит Бат-Шевы Каневски, мир ее праху, ответил, не раздумывая: «По какой причине ты пришел ко мне? Ступай к моей дочери, твоей жене. Благословение от нее имеет большее значение».
Около восьми лет назад, в 2011 году, ушла из жизни супруга рава Хаима Каневского, рабанит Бат-Шева Эстер Каневски, мир ее праху. Знаменитый факт: когда множество евреев стучались в дверь дома Рава Каневски, намереваясь получить совет, благословение или доброе слово, рав направил их жен к рабанит, которая была не менее харизматичной и праведной. Не один человек наблюдал в ней не только рабанит, но и самую настоящую Адморит (по аналогии с Адмор – «госпожу, учительницу и наставницу нашу»), сумевшую пробудить сердца бесчисленного количества женщин совершенно разного происхождения.
В доме рава Эльяшива
Рабанит Каневски, благословенна ее память, родилась в 5693 (1933) году в благородной семье: ее отец – Рав Йосеф Шалом Эльяшив, уже на заре своей юности прослывший одаренным, а мать – дочь Рава Арье Левина, да будет память о праведнике благословенна, ставшего известным по прозванию «раввин заключенных». Бат-Шева Эльяшив особенно тепло общалась с дедушкой и даже, бывало, увязывалась следом, когда он ходил навещать узников подполья, и тащила корзины с едой, предназначенные им.
Шатер Авраама
В качестве прощального слова о рабанит Каневски в свое время написал журналист Дуду Коэн (руководитель сайта Hidabroot), отметивший, что за долгие годы дом четы Каневски уподобился шатру праотца Авраама – пространство, открытое настежь, при этом по определению лишенное каких-либо изяществ. Рабанит молилась от всего сердца за каждую женщину, приходившую к ней, советовалась в случае надобности с мужем по поводу сложных вопросов, получала горы записок, содержащих просьбы о благословениях и молитвах («квитлех»), их она передавала мужу в конце дня. При бесплодии или незадолго до родов рабанит раздавала гостьям джем из этрогов, который она варила из года в год из плодов, использованных известными раввинами, среди них, конечно же, в первую очередь, Равом Каневским, а также «простыми евреями». Сладость была упакована в виде конфеты, обернутой в фольгу, вокруг которой повязывались ленты с историями о чудесах и знамениях.
Простота и любезность
В последние годы жизни рабанит непременно читала молитву «Ватикин» в синагоге Ледерман, расположенной недалеко от дома в Бней-Браке. За короткое время женскую часть синагоги наводнили прихожанки, жаждавшие помолиться рядом с рабанит или подойти к ней до либо после, как с письмами, так и без.
Рабанит не руководствовалась ни правилами этикета, ни манерами, несмотря на происхождение ее семьи и на случаи, связываемые с ее именем, исходя из статуса «мировой мамы». Она относилась ко всем обращавшимся к ней так, как если бы они были ее дочерьми или внучками, всегда сердечно целовала и обнимала их, распростирая над ними ободряющее теплое крыло. В ее доме, по-спартански небольшом и аскетичном, что завораживало, по всей видимости, бесчисленных приходящих, покидавших его пространство с сильным ощущением позитивной энергии. Вообще стремление к излишеству не было отличительной чертой супругов Каневски. Они жили в скромной, без изысков, квартире.
Порядок дня рабанит Каневски
Распорядок дня рабанит давал понять, насколько особенным человеком она была по своей природе: изо дня в день первым делом молилась на восходе солнца, после чего возвращалась домой и дремала с 9:45 до 10:00. Еще один перерыв имел место с 15:00 до 16:00, а ее ночной сон длился всего три часа – с полуночи до 03:00. В остальное время рабанит всецело посвящала себя неофициальной работе «мамой для всех» – несомненно, это проявлялось в сопровождении молитв, чтении Теилим и личном служении Всевышнему. Помощница, находясь где-то рядом, обычно приносила ей время от времени стакан сока – смеси свежевыжатых плодов: моркови, свеклы, перца, яблока и огурца, – именно такое сочетание рабанит рекомендовала женщинам, страдавшим от слабости. Когда ее госпитализировали вследствие переутомления и в семье было принято решение сократить часы приема посетителей в доме, поток людей не уменьшился, а продолжил стабильно расти.
Еще про рабанит Каневски читайте тут.