«Все вы стоите сегодня перед Б -гом Всесильным вашим» (29:9).
Известны слова книги Зоар (ч. 2, 32б): «Сегодня – это Рош аШана». День, в который все мы предстаем перед Творцом на суде. Почему «сегодня» означает Рош аШана? Потому что это слово написано с определенным артиклем и означает конкретный день – самый важный в году. День, который в наибольшей мере определяет весь последующий год. Ясно, что таким определяющим днем является Рош аШана, поскольку в этот день записываются все предстоящие события: кому жизнь, счастье, слава и заработок, а кому, не дай Б -г, всего этого не достанется.
«Все вы стоите сегодня». Как можно предстать перед судом и удостоиться хорошего решения? С помощью единства и братства. Как один человек с одним сердцем: «Главы ваши, начальники колен, старейшины и блюстители – каждый человек из Израиля».
Праведный раби Давид из Львова говорил: «Если бы все евреи взялись за дело сообща, это достигло бы Престола Славы, и оттуда пришли бы все виды блага».
Когда народ Израиля в единстве, никакой обвинитель не властен над ним. Ведь Израиль – это святой и чудесный народ.
У раби Исраэля из Саланта была поговорка: «Община Израиля вся праведна, вся мудра, вся свята». Если человек входит в нее и не отрывает себя от общества, он защищен. «Поэтому, – говорил раби Алших (Дварим, 29:9) – наши учителя требовали, чтобы молитва в дни трепета проходила в любви между людьми. Тогда она будет принята, и тогда Сатан скажет: «Кто как народ Твой, Израиль, подобный ангелам служения, среди которых нет ни зависти, ни ненависти?»
Поэтому не нужно ждать до Йом Кипура, чтобы помириться и простить. Желательно помириться и вернуться к единству еще до Рош аШана.
На двери бейт-мидраша в Кельме, который стал «фабрикой» по производству великих учителей Мусара (еврейской этики), в дни трепета висело объявление. Его нужно хорошо понять, и вот о чем оно гласило: «Существует закон: путешествующие по пустыне должны благословлять “а-Гомель” за свое спасение. Ведь в пустыне нас подстерегают многие опасности. Одни заблудились, другие стали жертвой хищников и разбойников. Спасшийся должен благодарить с чувством, перед собранием народа.
Воистину, кому удается благополучно пройти через дни трепета, тот избежал большую опасность, чем пустыня. Даже злейших из разбойников не сравнить с обвинителями, которых мы создаем своими грехами. О них сказано: “Ангел жестокий будет послан к нему” (Мишлей 17:11). Лесных хищников не сравнить с вредителями, которых мы породили проступками. Так почему же мы не благословляем “а-Гомель” после дней трепета? По одной простой причине: мы не уверены, что прошли их благополучно».
Если сравнивать дни трепета с пересечением пустыни, можно продолжить аналогию: желающий благополучно пройти пустыню, не отправится туда в одиночку. Один он будет уязвим перед всеми опасностями. Один он легко заблудится и собьется с пути, оставшись без воды и припасов. Один, если заболеет, кто станет помогать ему? Кто спасет его? Но если ехать вместе с караваном, там будет проводник, который не даст сбиться с дороги. Если закончатся припасы, попутчики не дадут умереть с голоду и от жажды. Хищные звери боятся нападать на караван, который способен обороняться даже от разбойников. А если человек заболеет, его довезут до ближайшего поселения.
Так и путь для прохождения дней трепета должен быть наполнен атмосферой единения – строительством мостов над пропастями, примирением соперников и взаимопомощью.
Саба из Кельма в том объявлении, повешенном на двери бейт-мидраша и озаглавленном «Страшное извещение», написал: государство царя основано на том, что его подданные обязуются служить ему сообща. Всем известно, что если при дворе разгораются интриги и увеличиваются расколы, власть царя пошатнется. Рабейну Там пишет в «Сефер а-Яшар», что из служения царю из плоти и крови можно понять, как служить Царю царей над царями, благословен Он. Здесь также «И будет в Ешуруне Царь» – когда? «Когда соберутся главы народа, вместе колена Израиля».
Закончим высказыванием Сабы из Кельма: «Поэтому мы обязаны перед днем суда, грядущем нам во благо, заниматься повелительной заповедью “возлюби ближнего своего как самого себя”. Тогда возникнет единство между служителями Б -га, и идея царств хорошо раскроется через нас, благодаря чему и память о нас предстанет перед Ним нам во благо…» Если же, не дай Б -г, у нас остался грех ненависти к людям, как сможем мы не устыдиться, произнося ложь: «Воцарись над всем миром в славе Своей»? Ведь мы сами не приготовили основу для утверждения Царства Небес над нами во всей его силе. Давайте прежде всего позаботимся о себе и о своих семьях. Умножим мир и укрепим братские узы. Затем – в кругу общины, чтобы с нашей стороны не было задержки для воцарения Творца над всеми Его слугами. Мы сами протянем руки для служения Ему. С нашей стороны не будет задержки избавления из-за беспричинной ненависти, приведшей к длительному изгнанию. Мы удостоимся принять лицо Шхины: «В свете лица Царя – жизнь, ибо много благ в руке Царя» (Майян аШавуа).