Что такое жертвоприношения?
Жертвоприношения – это (ивр. קָרְבָּן, корбан, мн. число קָרְבָּנוֹת, корбанот) — приношение того или иного предмета во имя Творца; жертвоприношения были основной формой еврейского священнослужения с целью установления и укрепления связи человека и общины с Творцом с помощью принесения во Имя Всевышнего жертв животными и мучными продуктами и напитками.
Жертвоприношения разного вида
В Храме приносили жертвоприношения животными, а также из муки или из напитков. Животные жертвоприношения назывались звахим, мучные – менахот, а из напитков – несахим. О каждом из них читайте отдельную статью.
Святые святых и легкие святости
Все жертвоприношения можно поделить на две основные группы: святые святых и легкие святости. Разница между ними заключается в четырех основных чертах: в месте, где их зарезают, в месте, где их едят, во времени, за которое необходимо их съесть, и в людях, которым разрешено их вкушать. Поясним подробнее.
Святые святых – это жертвоприношения высокого уровня святости. Их нужно было подвергать шхите с северной части жертвенника. Их мясо дозволено есть только коѓаним и только в Храмовом дворе. Святые святых необходимо съесть за один день и за одну ночь – до полуночи. К святая святых относятся следующие жертвы: ола, хатат, ашам и общественные шламим.
Жертвы легкой святости – это жертвы низкого уровня святости. Их можно зарезать по периметру всего Храмового двора, и разрешается вкушать всюду в Иерусалиме, за исключением жертвы благодарности; разрешается есть жертвы легкой святости в день забоя, всю ночь и последующий день, пока не зайдет солнце. Их мясо (за исключением грудины и голеня) было позволено есть любому человеку.
Обязательные и добровольные
Жертвоприношения были как обязательными, так и добровольными. Обязательные жертвоприношения – это такие жертвоприношения, которые человек должен принести в соответствии с повелением Торы. Добровольные жертвоприношения – это такие жертвоприношения, которые человек не был обязан приносить и приносил добровольно.
Запрет службы для постороннего человека
Человеку, который не является коэном, запрещено служить в Храме, и, если он служил, его служба недействительна. За четыре вида службы постороннему полагается также смерть в руках Небес: за кропление кровью на жертвенник, за воскурение, за возлияние воды в праздник Суккот, за возлияние вина жертвоприношения тамид.
Воскурение, за которое полагается смерть, включает в себя воскурение различных частей жертв и воскурение горсти минхи и воскурение кторет. Посторонний, кладущий два полена на костер жертвенника, приравнивается к воскуряющему части жертв и заслуживает смерти, так как полена являются разновидностью жертвоприношения.
Есть, однако, виды службы, которые разрешено выполнять посторонним. Так, разрешено постороннему зарезать животные жертвоприношений. Также снятие шкуры, разделывание туши на части и доставка дров на жретвенник могут быть совершенны посторонним. Постороннему разрешено также зажигать лампады меноры (в случае, если коэн подготовил лампады к зажиганию и вынес их из наружу, ведь постороннему запрещено заходить в Храм, место, где стояла Менора).
Для чего приносили жертвы?
Одна из причин, почему Тора заповедовала нам приносить жертвы, поясняется в статье «Смысл жертвоприношений».
Жертвоприношения в наше время
После разрушения Храма запрещено приносить жертвоприношения. Наши молитвы служат заменой жертвоприношениям, как сказано у пророка Ошеа (14:3): «И восполним [недостаток жертвоприношений из] быков нашими устами». Поэтому наши мудрецы установили такие молитвы, которые являются прямой по времени заменой жертвоприношениям.
Так, утренняя молитва является заменой утреннего жертвоприношения тамид, которое нужно было приносить с утра до конца четвертого временного часа, а дневная – заменой дневного жертвоприношения тамид, которое нужно было приносить, начиная с получаса после полудня до вечера. Ночная молитва постановлена как замена времени сжигания их частей на жертвеннике, которые было позволено сжигать и ночью.
Молитва мусаф соответствует особенным жертвоприношениям, которые приносили в шабат и праздники. Существует также добровольная молитва, которая соответствует добровольным жертвоприношениям.
Сказали наши мудрецы:
«КАЖДЫЙ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЗАКОНАМИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ, КАК БУДТО САМ ПРИНОСИТ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ».
По этой причине наши мудрецы постановили говорить до начала молитвы и посередине нее отрывки, связанные со службой в Храме.
Об отрывках, которые говорят до начала молитвы, читайте тут.
Об отрывке, в котором говорится про кторет, и его чудесных свойствах читайте тут.