Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

К главе Ахарей. «Не войском и не силой…»

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Храм

Должность первосвященника занимают невежи

Коэн Гадоль был центральной фигурой храмовой службы в Йом Кипур. Первосвященник был воплощением абсолютной святости человека. Ему было запрещено приходить в соприкосновение с ритуальной нечистотой умершего, даже если речь шла о его ближайших родственниках. Ему нельзя было брать в жёны вдову, что было разрешено простому коэну. Коэн Гадоль был единственным, кто имел право входить в Святую Святых, самое святое место на земле, место, куда было запрещено входить простым смертным. И самому Первосвященнику было запрещено заходить в Святую Святых в любой день, кроме Йом Кипура — самого святого дня года. Таким образом, момент, когда Коэн Гадоль входил в Святую Святых, был моментом единства между святостью человека, святостью места и святостью времени.

С этим войдёт Аарон в Святая Святых… (Ваикра 16:3)

Таков идеал, но реальность была весьма далека от идеала. Вот, что говорится в Мишне (Йома 1:3, 5, 6)

Мишна 3

Выделяют для него старцев из старцев [раввинского] суда, и [те] читают перед ним о порядке [служения] Дня [Искупления], и говорят ему: «Господин наш Первосвященник, читай ты сам вслух, может быть, забыл ты, или может быть не учил ты». Утром в канун Йом Кипура ставят его у восточных ворот и проводят перед ним быков, баранов и ягнят, для того, чтобы узнал он их и был привычен в служении.

Мишна 5

Передают его старцы [раввинского] суда старцам коэнов, а [те] поднимают его на верхний этаж палаты Автинаса, берут с него клятву и уходят. И говорят ему: «Господин наш Первосвященник, мы посланцы [раввинского] суда, а ты посланец наш и [раввинского] суда, заклинаем мы тебя Тем, кто сделал этот дом обителью Имени Его, чтобы не изменил ты ничего из того, что сказали мы тебе». Он уходил и плакал, и они уходили и плакали.

Мишна 6

Если был мудрецом — толковал, а если нет — ученики мудрецов толкуют перед ним. Если был привычен в чтении — читает, а если нет — читают перед ним. И что читают перед ним? Из Иова, Эзры и Диврей а-Ямим. Захария бен Квуталь говорит: «Много раз читал я перед ним из книги Даниэля».

Во времена Второго Храма Первосвященники покупали эту должность за огромные деньги. Не случайно раби Ханания Сган а-Коаним называется «заместителем коэнов» — он оставался заместителем, поскольку не был достаточно богат, чтобы заплатить за пост Первосвященника. Коэны эти были полными невеждами, не знавшими даже иврита, и по этой причине приходилось читать им книгу Даниэля, написанную на арамейском языке, являвшемся в то время разговорным. Такой Первосвященник часто бывал не только абсолютным невеждой, не знавшим даже грамоты, но и нередко попадал под подозрение в вероотступничестве. Речь идёт о школах Цадока и Байтуса, которые отрицали устную Тору и пытались изменить принятый нами порядок жертвоприношений в Йом Кипур, передававшийся из поколения в поколение. Поэтому с него брали клятву, что он не изменит порядок служения в Храме. «Он уходил и плакал, и они уходили и плакали». Понятно, почему плакал Первосвященник: потому что попал под подозрение в вероотступничестве. Но почему же плакали мудрецы? Вероятно, мудрецы Израиля плакали о том, как низко пало их поколение, об абсурдной ситуации, когда место Первосвященника Аарона занимает коэн-невежда, подозреваемый к тому же в принадлежности к секте вероотступников.

Табличка

Пожертвовать жизнью ради почета

Наши мудрецы рассказывают, что Первосвященники эти не могли продержаться на своей должности и года, и многие из них умирали, находясь в Святая Святых. Удивительно, что эти люди были готовы пожертвовать жизнью ради почёта. Впрочем, и сегодня можно наблюдать, как люди готовы пойти на всё что угодно, ради скандальной славы.

Несколько лет назад профессор Бар-Иланского университета по имени Ариэль Тоафф, сын бывшего главного раввина Рима, выпустил книгу под названием «Кровавый Песах», в которой утверждал, что кровавый навет на евреев средневековой Европы имеет под собой реальную основу. Разумеется, что все более или менее известные историки, относящиеся и к еврейским, и к христианским кругам, немедленно и единодушно осудили эту книгу, однако автор её всё-таки добился своего, в одночасье превратившись в «несносного ребёнка» израильской высшей школы.

На этом этапе нам следует задаться вопросом, почему же мудрецы Израиля, благословенной памяти, считали необходимым принимать участие в этом фарсе, когда профан становился первосвященником, игравшем ключевую роль в искуплении грехов еврейского народа в Йом Кипур?

И, действительно, была определённая часть еврейского народа, которая порвала всякую связь с Храмом, как можно судить из кумранских свитков. Людьми этими была секта Ессеев, живших в монашеском безбрачии и аскетизме на берегу Мёртвого моря. Секта эта создала своё учение, построила свой храм и составила свой календарь. Память о них, однако, полностью стёрлась из народа.

Мудрецы, несомненно, знали о происходящем, и им было чрезвычайно горько наблюдать позор святынь и Святилища. Именно об этом они сказали, что мудрец-мамзер достоин почёта в большей мере, чем Первосвященник-невежда (Орайот 13а). Мудрецы считали необходимым сохранить единство народа посредством служения в Храме, являвшимся центром, объединявшим весь народ. Нередко можно наблюдать, как недостойный человек получает назначение на высокий пост, и мы находимся в замешательстве: что же нам делать по этому поводу? Естественной реакцией в этом случае становится желание игнорировать и этот пост, и этого человека и, стоя в сторонке, терпеливо ожидать человека, действительно достойного этой должности.

Йом Кипур

Йом Кипур – день пробуждения евреев

Йом Кипур — это единственный день, в который многие люди вспоминают о том, что они евреи. В этот день можно увидеть, как в синагогу приходят люди, которых нельзя увидеть в ней на протяжении всего года. Эти люди заходят внутрь и стыдливо останавливаются возле входа, мучимые сомнениями, а стоило ли вообще приходить. Однако, когда кантор начинает всем известный напев Коль Нидрей, их сердца раскрываются, и еврейская искра внезапно выходит из укрытия, и вместе с ней пробуждаются все, казалось бы, угасшие чувства, которые на самом деле лишь скрывались в потайных уголках души всё это время.

Молитва Коль Нидрей начинается с заявления: «Перед небесным собранием и перед земным собранием с позволения Всевышнего и с позволения общины мы разрешаем молиться вместе с грешниками». Йом Кипур — это день прощения для всего народа Израиля. День, который сам по себе искупляет грехи народа Израиля, подобно микве, очищающей окунающегося в неё, как сказал рабби Акива (Йома 8, 9):

Сказал рабби Акива: «Счастливы вы, Израиль! Перед кем вы очищаетесь и кто очищает вас? Отец ваш небесный! Как сказано (Йехезкель 36:25): “И окроплю я вас водою чистой, и очиститесь!”, и сказано: “Надежда (в данном случае пишется так же, как и слово “миква”) Израиля — Б-г” (Ирмияу 17:13) Как миква очищает нечистых, также и Всевышний очищает Израиль».

Не зря трактат Йома, описывающий храмовую службу ЙомКипура, начинается с рассказа об убогом положении института Первосвященничества в период Второго Храма. Именно для этого у нас есть ЙомКипур. Второй Храм не был разрушен из-за того, что евреи тогда не соблюдали заповеди или не знали Тору. Его разрушение стало следствием распада общества, царившего в еврейском народе на земле Израиля. Наши мудрецы назвали этот распад «беспричинной ненавистью».

В то же самое время, когда римские легионы стояли у ворот Иерусалима, евреи воевали друг с другом не на жизнь, а на смерть. Вместо того, чтобы дать отпор врагам, брат вставал с оружием на брата и убивал без пощады.

Любить, а не ненавидеть

В недавней истории нашего молодого государства произошли два трагических события, потрясшие еврейский народ. События, заставляющие нас вспомнить о конце эпохи Второго Храма. Первым стало убийство премьер-министра Ицхака Рабина, а вторым — приведение в действие плана по одностороннему размежеванию с сектором Газа. Оба эти события поставили под угрозу единство народа, обитающего в Сионе, и стали причиной усугубления раскола в еврейском народе. По сути своей, причиной этих событий является не что иное, как отчаянное желание жить в утопии. Утопия эта может называться как угодно, это может быть «Мир сейчас», «Неделимая Земля Израиля» или даже «Машиах сейчас». Такой недостаток терпения и терпимости вполне способен привести к катастрофе национального масштаба, последствия которой трудно переоценить.

Совсем не случайно именно Аарону было суждено стать первым из длинной череды Первосвященников. Причина этого разъясняется в Мишне (Авот 1, 12):

Гилель и Шаммай, приняли от них. Гилель говорит: «Будь [одним] из учеников Аарона — люби мир и стремись его, люби людей и приближай их к Торе!»

Наше отношение ко всему, что связано с Храмом, должно основываться на любви, а не на ненависти. В воспалённом воображении членов «еврейского подполья», идеи которого пользуются большой популярностью среди евреев из России, возникла идея о том, что разрушение мечети, стоящей на храмовой горе, приведёт к строительству Храма и избавлению. Придерживаясь этой идеи, человек обманывает и себя, и других. В наших молитвах мы просим совсем о другом:

Поймут и узнают все жители мира, что лишь перед тобой склонится всякое колено и лишь Тобой клянётся всякий язык (молитва Алейну).

Лишь внутренне осознанное решение человека способно привести к избавлению. Я верю в обещанное пророками, в то, что народы земли сами захотят увидеть величие мощи Его и по своей воле придут и отстроят разрушенный Храм.

«Не войском и не силой, а только Духом Моим», — сказал Б-г Воинств. (Захарья 4:6)

Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому