В книге «Чтобы ты остался евреем» рав Ицхак Зильбер приводит следующую историю:
«Отец всегда брал меня с собой в синагогу. В шесть лет я уже знал назубок все молитвы и молился наизусть. Однажды – мне было лет восемь – мы с отцом сидели в сторонке и слушали, как шохет (резник, который режет скот для общины; он должен хорошо знать законы шхиты – правильного убоя скота – и вообще быть человеком праведным и сведущим в Торе) разбирал мишнайот с группой евреев (там было человек тридцать).
Отец тихо сказал мне: ”Хочу, чтобы ты знал: здесь он объясняет неправильно״.
Я удивился: почему же отец не поправляет шохета?
Занятия закончились, мужчины прочли вечернюю молитву и разошлись. Шохет подошел к отцу, поговорил с ним, и отец, будто между прочим, заметил: ”Знаете, в мишнайот есть одно место, которое не все правильно понимают” – и объяснил. ”Ой, – говорит резник, – а ведь и я объяснил неверно. Надо завтра повторить все заново и исправить ошибку”.
Тут я понял, почему отец сначала промолчал.
Он не хотел при всех ставить резника в неловкое положение.
Этот случай стал для меня хорошим уроком».
Думаю, что поведение отца рава Ицхака Зильбера может послужить и для нас хорошим уроком.
Сказано в Торе:
«Упрекай ближнего своего и не понеси за него грех».
Объясняют наши мудрецы, что словами «и не понеси за него грех» Тора обучает нас следующему: когда человек упрекает своего ближнего (за его проступки), это следует делать крайне деликатно – так, чтобы тот не почувствовал стыда.
Пишет Рамбам (Законы об образе жизни, 6, 8): «Тот, кто упрекает своего ближнего, – за проступок по отношению к другому человеку или за преступление, совершенное пред Всевышним, – должен делать это не прилюдно, а наедине с ним, говорить спокойно и в мягких выражениях».
Если задумаемся над тем, как отец рава Зильбера сообщил резнику о его ошибке, увидим, что он поступил в полном согласии с советами и рекомендациями мудрецов.
Прежде всего, он не сообщил шохету о его ошибке в присутствии всех людей, участвующих в уроке. Он также не сказал шохету, что слышал, как тот допустил ошибку в объяснении мишны, что, несомненно, пристыдило бы шохета, а сказал лишь о других людях, которые допускают эту ошибку. Кроме этого, когда он сказал, что многие допускают такую ошибку, то тем самым дал шохету возможность почувствовать, что причиной ошибки не является недостаток в его способностях или его недостаточное усердие в изучении Торы, нет, это довольно распространённая ошибка.