…Сказано тебе, человек, что Господь требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Богом твоим…
(Миха, 6:8)
Процесс поиска связи со своей еврейской душой, независимо от того, в каком возрасте вы его начинаете (мне, например, 67), не только в корне меняет вашу жизнь, делая ее непохожей на ту, какой она была прежде, но и внезапно направляет вас на путь, где нет смятения и страха, он светлый, ясный и понятный.
И каждое новое действие в связи с еврейским образом жизни делает для меня все более ясным. Бог неожиданно стал моим партнером во всем, чего бы это ни касалось. Я чувствую Его теплое направляющее присутствие и одобрение, когда изучаю иврит, язык моего народа, когда молюсь вместе с общиной в Йом Кипур или даже когда просто тихо сижу в синагоге, наслаждаясь красотой голосов хазана, ведущего молитвы, и сопровождающего его хора.
Когда я попросила раввина Йосефа Гольдвассера, который живет и работает в нашем городе, повесить мезузу в дверном проеме нашей с мужем спальни, он сделал это, произнеся короткое благословение. И в тот же момент я почувствовала спокойствие и Божественную защиту. Я ощутила уверенность в Божественном присутствии и в том, что Он защитит нас с мужем в те часы, когда мы спим. Это укрепило мой дух и в каком-то плане успокоило. Со временем я собираюсь повесить мезузы в каждом дверном проеме нашего дома, где это следует сделать.
Мой любимый дедушка Велвел Стерлинг ушел из этого мира в канун Рош а-Шана в 1986 году. Поистине, это был один из самых печальных дней в моей жизни. В этом году к его йорцайту, как и подобает, я приобрела специальную свечу, чтобы зажечь ее в память о нем.
Я делала это впервые и думала, что, конечно, буду испытывать грусть. Но я ошибалась. И когда возносила Всевышнему хвалы за то, что дедушка провел со мной столько лет своей жизни, за мудрость, которой он делился, за его бесконечно добрый юмор и щедрость — все это подарило мне ощущение гармонии и тихую радость.
В свете этой маленькой сияющей свечи я словно видела дедушкину улыбку, которая так легко и часто озаряла его лицо, таким образом освещая жизнь окружающих его людей. И, зажигая эту свечу, я снова получила возможность почувствовать связь со своим еврейским наследием.
Чем ближе я подхожу к своему еврейству и больше задумываюсь о том, что оно значит, все ясней вижу, что у меня появляются новые связи и обязанности. Теперь я несу ответственность не только за себя: своей верой и традицией я связана с каждым евреем в мире.
Говорю ли я что-то или просто мысли рождаются в голове, — все это имеет последствия, далеко выходящие за пределы моего маленького личного мирка, до такой степени, что они даже могут помочь ускорить приход Машиаха. Это неотъемлемая часть взаимоотношений Бога с народом, который он избрал, — вот до такой степени важна эта связь и велика моя ответственность.
Не то чтобы я перестала совершать ошибки, конечно же, это не так. Но я теперь знаю, что могу все исправить и продолжать попытки, а Бог будет со мной, чтобы прощать мои ошибки и помогать возвращаться на правильный путь, чтобы я могла стать лучше как еврейка и присоединиться к коллективному сознанию общины.
Когда я врастаю в свое еврейское я, то чувствую себя кем-то вроде перевоплотившейся гусеницы. Пребывая в коконе столь долгое время, я вдруг стала сине-белой бабочкой, и мой взгляд на мир — как я смотрю на него с более высокого полета — куда прекрасней, чем я могла это себе раньше представить. Я вижу, как нити моей связи с еврейским миром распространяются повсюду, вижу свое место в нем и то, что мне нужно делать, чтобы продолжать создавать полотно этой связи нить за нитью.