Помимо запрета Торы злословить, наши мудрецы запретили говорить слова, которые могут принести ближнему ущерб или привести к снижению его почета. Такие слова называются «авак лашон а-ра» (пыль злословия).
Так, запрещено хвалить ближнего, если эта хвала может принести ему ущерб. К примеру, человек попадает к гостеприимному хозяину, на следующий день он приходит в людное место и говорит: «Пусть Всевышний благословит такого-то за его чудесное гостеприимство!» Люди слышат и потоком идут к нему в гости.
Об этом сказал царь Шломо:
«Тот, кто хвалит друга громким голосом, рано утром это оборачивается проклятием».
Как я уже писал, запрещено говорить какие-то речи, которые могут привести к снижению почета ближнего.
Пишет Рабмам: «Запрещено сказать: Кто бы думал о таком-то, что он станет таким, как сейчас?», ведь из этих слов возможно понять, что этот человек серьёзно духовно упал. Дополнительный пример, который приводит Рамбам: слова «Давайте не говорить о таком-то, я не хочу рассказывать о нем» также попадают под запрет «авак лашон ара», поскольку слушающий может подумать, что тот сделал что-либо дурное, и по этой причине не хотят о нем говорить.
Слова, которые могут привести к тому, что сам человек либо другие люди начнут рассказывать что-либо отрицательное о ближнем, также попадают в категорию «авак лашон ара». Пишет Рамбам: «Если рассказывают нечто положительное о человеке в присутствии ненавидящих его или завидующих ему, это «авак лашон ара», так как приводит к тому, что те начинают рассказывать нечто порочащее».
Также запрещено прославлять человека в присутствии многих людей, поскольку среди многих людей всегда бывают такие, которые завидуют тому, о ком рассказывают, или недолюбливают его.
В любом случае запрещено слишком много рассказывать о достоинствах ближнего и хвалить его, поскольку таким образом сам рассказывающий может невольно сказать: «только этого положительного качества у него не хватает» или что-то вроде этого. Также возможно, что кто-либо из слушателей скажет: «Почему ты так хвалишь такого-то, ведь он не во всем хорош?!»
О ком идет речь? О простом человеке. Однако того, кто известен публике как праведный человек, который никогда не грешит, нет запрета прославлять при многих людях или много его хвалить или хвалить его в присутствии его ненавистника или завистника. Причина этому следующая: этого известного праведника никто не сможет порочить, а если даже кто-либо будет порочить, ему не поверят.