В самом начале кодекса законов Шульхан арух указано: «Представлять Б-га перед собой всегда — это великий закон Торы и великое совершенство праведников, которые всегда ходят перед Творцом» (т.е. всегда помнят Творца и смотрят на себя Его глазами, сурово оценивая все, что они делают).
Шульхан арух поясняет, почему этот закон является «великим»: «Когда человек один в доме, он занимается своими делами, и сидит, и ходит не так, как в присутствии великого царя; он не так разговаривает и не так свободно подбирает слова, находясь в окружении домочадцев и родственников, как это могло бы быть в присутствии царя, когда он, несомненно, внимательно следит за каждым своим жестом и словом, чтобы все они были правильны.
Как же должен вести себя человек, знающий о том, что Царь всех царей, Всесильный Владыка мира, наполняющий всю землю своей славой, наблюдает за ним и видит его дела?!».
Виленский Гаон пишет, что источником словам Шульхан Аруха о великом законе Торы являются слова Талмуда из трактата Брахот (10а).
Талмуд задает вопрос: «Где — во всем Танахе — находится самое лаконичное и универсальное правило, от которого зависит вся Тора?», и отвечает:
«Во всех путях знай Его (Творца), и он испрямит стези Твои» (Мишлей, 3, 6). Иными словами, человек, постоянно чувствующий Творца во всем, что он делает, — помнит Всевышнего и удостаивается идти по верной жизненной дороге, которая непременно увенчается успехом.
Утверждению же «о совершенстве праведников» Виленский Гаон приводит в качестве источника стих из нашей недельной главы Ноах:
«Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих: пред Богом ходил Ноах» — Берешит, 6, 2. Из стиха видно, что причина праведности Ноаха заключалась в том, что он «ходил пред Богом».
Гаон продолжает, что подобное объяснение мы находим в Торе и относительно других праведников. Так, про Ханоха сказано (Берешит, 5, 22): «И ходил Ханох пред Богом…», а про праотцов Йосеф говорит (Берешит, 48, 15):
«Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Ицхак…».
Виленский Гаон пишет в заключение чудесные слова:
«И в этом заключается (в основном) все совершенство праведников».