Не секрет, что будущее многих еврейских общин под угрозой, потому что среди молодежи усиливается тенденция отдаляться от традиции. Во всех течениях, кроме самых ярых ортодоксальных, перспективы довольно печальные. Но могут ли все и везде быть религиозными? Очевидно, что нет. Так чему же тогда, кроме соблюдения Торы, мы можем научить молодое поколение, чтобы вдохновить его быть евреями?
Иногда вопрос сам содержит в себе ответ. Например, когда рыба спрашивает: «Где еще я могу выжить, кроме как в воде?» — у вас уже есть ответ. Возможно, вы просто предпочли бы дать другой, но его не существует.
Рыба, вытащенная из воды, умирает не сразу. Поначалу она кажется сильной, даже мощной и вполне живой: переворачивается, плюхается — будто танцует, благодаря чему кажется даже более активной, чем в воде. Неосведомленный наблюдатель, ставший свидетелем этих минут, может подумать, что рыбе больше подходит жить на суше, освободившись от морских границ. Только посмотрите, какой яркой и энергичной она стала!..
Но мы-то знаем правду. Такой трагический танец долго не длится. Все эти напряженные движения рыбы не есть показатель хорошего самочувствия, а лишь отчаянная и безнадежная попытка ухватиться за жизнь.
Еврей без Торы — как рыба без воды.1
Мы можем какое-то время барахтаться, переключая свое внимание с одной идеологии на другую, прислушиваться к разным гипотезам и пытаться разглядеть в них что-то, что кажется нам верным, но это ненадолго. Можно осознанно оставаться евреем, исключив из жизни Тору, только в одном поколении, максимум в двух, если повезет. А затем последние трепыхания прекратятся и утихнут навеки.
Всегда был один и только один ответ на вопрос о том, как передать следующим поколениям истинное еврейское самоощущение, и это соблюдение законов Торы. Кошерный дом, в котором соблюдаются Шабаты и праздники, еврейское образование, которое преподают люди, действительно живущие иудаизмом, прямая и личная связь с Богом через изучение Его Торы и активный дух общины, который ощущается при регулярном посещении синагоги — вот та «вода», которая необходима еврейской душе, чтобы жить Божьей милостью одухотворенно.
И это не подразумевает, что все должны быть «ультраортодоксальными». Речь идет о погружении в настоящий иудаизм. Эта возможность открыта для всех. Используя индивидуальный подход, с критическим умом и страстным сердцем, вступайте в беседы о Торе и приносите ее в свой дом. Это обеспечит ваше еврейское будущее. А все остальное — суета.
Сноски
- Притча рабби Акивы, Брахот, 61б.