Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Надо ли уважать учреждения власти?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

«И сойдут все рабы твои сии ко мне, и поклонятся мне, говоря: «выйди ты и весь народ, сопутствующий тебе». И после сего я выйду». И вышел от Паро в пылу гнева»

(Шмот 11:8)

Фараон остается крепким в своем противостоянии Б-гу

С первого дня, едва Моше появился во дворе фараона, отношение Паро к Создателю наполнено презрительной иронией:

«Кто этот Б-г такой, что я должен Его слушать?»

Раз за разом фараон оскорблял Б-га и Моше.

Но вот Всевышний посылает Моше рабейну на завершающую, финальную миссию: «Скажи фараону, что, если он останется верен своему злодейству, все первенцы в Египте будут уничтожены».

Ставки поднялись.

Человек кланяется

Моше изменил послание Всевышнего

Раши говорит, что когда Моше передавал слова Б-гу фараону, он изменил послание. Моше был уверен, что, в итоге, фараон сам прибежит и будет умолять его вывести евреев из Египта. Однако коль скоро было неуважительно упоминать, что Паро прибежит сам, Моше изменил слова в приказе Всевышнего на: «Твои слуги прибегут». Раши объясняет, что он сделал это из уважения к фараону.

Объяснение Раши не совсем понятно, если принять во внимание, каким было государство фараона и какие идеи оно поддерживало.

 

Государство злодеев

Трудно представить власть хуже, чем правление фараона. Официальной политикой египетского государства было притеснение и порабощение евреев. Отношение к евреям не было социальным заболеванием, недугом, к которому можно было относиться весьма терпимо, — нет, порабощение евреев было обязательной для выполнения директивой государственного лидера.

Государственный закон Египта лишал евреев всех прав – права на собственность, свободу речи, общественных собраний. К евреям-рабам относились как к движимому имуществу, принадлежавшему египтянам.

Более того, у евреев не было права даже на жизнь.

Так как численность евреев продолжала расти, еврейские семьи увеличивались, то государственной политикой фараона стало открытое детоубийство.

Сам фараон был убийцей.

Когда Паро заболел цараат (вид проказы), умные люди посоветовали ему использовать купание в ванне с человеческой кровью. Мидраш рассказывает, что, используя этот «рецепт», фараон каждый день принимал ванну, наполненную кровью еврейских младенцев, Вечером ему тоже следовало принимать ванну, а использовать несвежую кровь считалось неверным, поэтому каждое утро и каждый вечер уничтожались 150 невинных еврейских душ во имя укрепления здоровья фараона  – для его личного комфорта.

Почему Моше должен относиться с уважением к такому царю?

 Беспорядки в стране

Уважение к учреждению, не к личности

В период римского владычества над Эрец-Исраэль «Рабби Ханина, помощник первосвященника, говорил: «Молись за благополучие правительства, ибо, если бы не страх перед ним, люди пожрали бы друг друга» (ПиркейАвот,  мишна 2)

Любой, кто пережил период полного беспредела и беззакония в истории страны, может засвидетельствовать почти утробный страх, парализующий человека, в то время когда он беспомощно наблюдает за беспорядками, грабежами и стихийными бунтами охлоса.

Спросите у недавнего эмигранта из ЮАР, как это бывает, когда группа головорезов заявляется на семейный пикник. Как бандиты начинают без разбора расстреливать людей у тебя на заднем дворе.

Это страна, где грабежи, угоны машин и вооруженные захваты территорий стали нормой поведения людей, и где не к кому обратиться за справедливостью, не потому что граждане этой страны отличаются от остальных людей кровожадностью, а потому что у народа потеряно всякое уважение к закону и власти.

Видимо, ответ на этот вопрос заключается в разделении между уважением к личности и уважением к учреждениям власти (государству).

Для нормального существования общества, таким образом, и для блага всего человечества, обязана существовать система лидеров и иерархия авторитетов, другими словами,  государство. Чтобы государство было влиятельным, оно должно обладать силой, а граждане обязаны уважать авторитет властных структур.

Одна из обязанностей каждого члена общества –  подчиняться и уважать его лидеров.

 

Пока монарх занимает позицию главы страны, на всех лежит обязанность уважать его.

Это основа любого общества.

Это правильное поведение, и это то, чего Б-г от нас ожидает.

Уважение и почет никак не связаны с личностью самого лидера, но только спозицией, им занимаемой. Я могу осознавать, что как человек, глава страны есть абсолютный хам и невежда, и я могу позволить себе так думать о нем, но все время, пока он занимает позицию руководителя государства, я обязан оказывать ему почет.

Таким образом, Моше рабейну вел себя верно и подобающе праведному человеку. Несмотря на злодейство, фараон в то же время являлся монархом, властелином, и поэтому Моше обращался к нему с уважением, как к лидеру страны. Несмотря на то, что структуры этого государства в настоящее время задействованы для достижения злодейских целей, сам факт его существования есть достаточное основание для уважения.

Следовательно, Моше ведет себя соответственно этой установке.

 

Statue of Liberty, New York

Как это относится ко мне?

Идея уважения властных структур государства особенно актуальна для нашего времени. Исторически сложилось так, что монархи относились к своему населению, как к источнику налогов и поставщику солдат для армии, – иными словами, механизму для поддержания власти и укрепления собственного успеха и славы. Редкий монарх посвящал себя улучшению жизни общества.

Мы, тем не менее, живем в иные времена, времена демократического государства, «управляемого людьми, созданного для людей». Согласны мы или нет с политикой государства, за минувшие годы произошло его небывалое развитие на благо человека. Властные структуры работают в благоприятном режиме, задачей которого является улучшение уровня жизни граждан.

Для нас, евреев, это особенно важно. Почти две тысячи лет мы скитались из страны в страну, страдали от притеснения, преследовались и изгонялись. Сейчас у нас есть права всех других граждан. Есть право создавать собственные школы в соответствии с нашими национальными программами. Нам разрешена свобода вероисповедания и службы Б-гу так, как мы считаем правильным. У нас есть возможность вести образ жизни, который мы сами для себя избрали. Одно лишь требуется от нас – подчиняться законам страны.

За весь период долгого изгнания нам никогда не было так хорошо. И поэтому евреям особенно важно уважать свою страну проживания, подчиняться ее законам, отдавать дань уважения ее лидерам и ценить то великое благословение, которое было дано нам Свыше – относительно спокойная жизнь во времена изгнания.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому