«А Йосеф был низведен в Мицраим, и купил его Потифар, царедворец Паро…» (Берейшит, 31:1)
Пишет Раши: «(Тора) возвращается к предыдущему, (к повествованию, которое) было прервано, лишь для того…, чтобы сопоставить поступок жены Потифара и поступок Тамар, (тем самым) говоря тебе, что и у той, и у другой были высокие побуждения, так как (жена Потифара) на основе астрологии предвидела, что ей суждено произвести сыновей от него (от Йосефа), но не знала, от неё ли (самой произойдут эти сыновья) или от её дочери».
Если у этих обеих женщин была чистая цель, почему же так разошлись их пути посередине дороги? Ведь Тамар удостоилась удачного «продолжения», а жена Потифара была достойна проклятия.
Пишет рав Йерухам Лейбович в книге «Даат Тора» (1:50), что недостаточно хорошего начала. Даже когда мы начинаем что-либо с «самыми лучшими намерениями», нет уверенности, что конец будет таким же. Мы должны знать, что расстояние от «начала» до «конца» весьма велико. Основа служения Творцу – прикладывать большие усилия, чтобы хорошее начинание оставалось хорошим до конца.
И это — причина большой разницы между «завершением» Тамар и «завершением» жены Потифара. Праведница Тамар постоянно вкладывала все усилия в заботу о том, каким образом она сможет продолжить и «завершить» своё праведное начинание. Она не верила только в свои силы, но изо всей силы держалась за праведность, чтобы дойти до хорошего завершения. Когда она встала перед испытанием — не опозорить другого человека – то сказала: «лучше человеку броситься в огонь, нежели заставить ближнего побледнеть от стыда на людях». И её «завершение» было праведным. Но совсем не так вела себя жена Потифара. Несмотря на то, что её начинание было с хорошего, она, мягко говоря, не хранила свою праведность, а жила по принципу «цель оправдывает средства».
Человек должен знать и беспрерывно помнить, утверждает рав Лейбович, что не в «начинании» гарантия его праведности. Многие пробуждаются и начинают вставать на правильный путь, но мало тех, кто сохраняет свою праведность до «конца».
Этот матерьял был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«