О тех, кто был на грани уничтожения, но смог спастись – несколько удивительных фактов
Личный Пурим рава Авраама Данцига и его семьи
Евреи Персии, о которых рассказывает история Пурима, в конце концов отпраздновали свое избавление от гибели, устроив праздничную трапезу, посылая подарки друг другу и читая свиток Эстер (Мегилат Эстер), написанный специально, чтобы предать гласности пережитое чудо спасения и сохранить память о нем в поколениях.
С годами другие еврейские общины, сами пережившие спасение, также учреждали свои собственные праздники — мини-Пуримы. Ведь еврейский закон гласит: «Кто бы то ни был, а тем более жители целого города — если случилось с ними чудо, то могут установить этот день памятным для себя и для тех, кто придет после них, как «Пурим».
Рабби Авраам Данциг, знаменитый литовский раввин 19 века, включил в свой галахический труд Хайей Адам сноску, в которой рассказал о чуде, произошедшем с его семьей.
В 1804 году в центре Вильно взорвался пороховой магазин. Соседние дома в мгновение ока были разрушены взрывной волной, и во дворе, где жил рабби Данциг, погиб 31 человек. Его собственный дом тоже сильно пострадал: обвалились две стены и балка крыши, однако никто из семьи не был серьезно ранен.
После этого рав Данциг учредил для своей семьи ежегодный праздник 16 Нисана, соответствующий дате их спасения.
Пурим Сарагосы
У евреев Сарагосы (Испания) был давний обычай: когда король наведывался в их город, все выходили приветствовать его, проходя праздничной процессией со свитками Торы из всех городских синагог. Со временем, из уважения к Торе, раввины приняли решение перед выходом на улицу вынимать свитки из их богато украшенных футляров и оставлять в помещении, чтобы, не дай Бог, не повредить их ненароком во время радостных танцев.
В 1420 году, перед визитом короля Арагона Альфонсо V, один известный подстрекатель по имени Маркус, который перешел из иудаизма в христианство, передал королю сообщение о том, что евреи выходят встречать монарха не со свитками Торы, а с пустыми футлярами, представив это как насмешку и оскорбление венценосной особы. Король был в ярости, а Маркус убедил его приказать принародно открыть все футляры Торы.
Ночью накануне визита короля одному из лидеров общины сообщили о заговоре Маркуса — и свитки Торы остались на своих местах. А когда король прибыл и приказал своим стражникам открыть все футляры, к его удивлению, в каждом из них оказался свиток. Так что вместо того, чтобы наказать евреев, гнев царя был излит на Маркуса, который в тот же день был казнен.
После этих событий день 17-го Швата был объявлен Пуримом Сарагосы, который с той поры стали праздновать ежегодно и даже написали свиток, рассказывающий об этих событиях.
Надо сказать, что эти события настолько запомнились местным евреям, что даже после изгнания из Испании в 1492 году традиция празднования Пурима Сарагосы продолжалась из поколения в поколение, где бы потом представители общины ни жили – и в Константинополе, и в Магнезии, и в Смирне, и в Салониках, и в Иерусалиме
Винц Пурим во Франкфурте
Во Франкфурте-на-Майне за период с 1593 по 1607 годы средние и большие капиталы в руках евреев значительно увеличились, а в благосостоянии горожан-христиан тем временем происходил упадок. Большие капиталы возросли и у христиан, однако не в такой степени, как у евреев, среднее же сословие, в основном ремесленники, сильно пострадало.
И тогда ремесленные цеха начали активную агитацию среди мастеровых и нижних слоев населения, чтобы добиться изгнания евреев. Они обвиняли городской совет в том, что за деньги евреям позволялось нарушать установленные для них ограничительные законы.
Во главе недовольных цехов стал уважаемый пряничник Винсент Фетмильх, который именовал себя «новым Аманом». В истории он остался просто как Винц.
В 1614 году евреи Франкфурта подверглись жестокому погрому, став жертвами нападения гильдий города. Мало того, нападки со стороны Винца и его сторонников привели к полному изгнанию евреев из города с конфискацией их имущества.
Король Германии Маттиас считал евреев своей собственностью. Поэтому, когда несколько месяцев спустя до него докатились слухи о нападении на евреев, это вызвало монарший гнев. По его приказу «новый Аман» Винц был казнен за несправедливость, а его труп в назидание остальным повешен на воротах города.
Дом злодея тоже был разрушен, а на колонне, установленной на его месте, был выгравирован отчет о преступлениях и наказании Винца на немецком и латинском языках.
Первым, что сделали оправданные евреи, это восстановили разрушенную синагогу, а кроме того, на иврите и идише написали свиток, повествующий о произошедшем, который назвали Винц Мегила.
Рабби Моше Софер (Хатам Софер, 1762–1839), как известно, соблюдал Винц Пурим даже после того, как покинул Франкфурт.
Пурим из-за сливового джема
В 1731 году Давид Брандейс, владелец продуктового магазина в городе Юнгбунцлау (Богемия), был брошен в тюрьму вместе с женой и сыном после того, как дочь переплетчика-христианина купила в его магазине банку сливового варенья и заболела. Ее отец, который также ел варенье, вскоре умер. Брандейсу и его жене были предъявлены обвинения в отравлении христиан, магазин же их был закрыт.
Однако после тщательного расследования, проведенного муниципальными властями, выяснилось, что смерть переплетчика наступила от туберкулеза, а не от сливового варенья.
Наконец Брандейс с семьей был помилован. Он записал это событие в свитке на иврите, назвав его «Песней восхождений Давида», и завещал всем своим потомкам обязательно читать этот свиток каждый год 10 Адара, сделав его днем радости.
Достоверно известно, что потомки семьи Брандейс отмечали этот праздник и в 19 веке.
Пурим Родоса
Еврейская община острова Родос успешно торговала губкой, которая в основном использовалась как купальная принадлежность. На Родосе был самый высокий урожай губки в Средиземноморье, потому это был вполне прибыльный бизнес.
В 1841 году греческие конкуренты обвинили евреев Родоса, будто это они убили пропавшего ребенка-христианина. Клевете поверили, и губернатор Родоса отдал приказ бросить евреев в тюрьму и подвергнуть их пыткам. Однако позже пропавший ребенок был обнаружен живым на соседнем острове Сира.
Узнав о действиях губернатора, османский султан Абд аль-Маджид пришел в ярость, и объявил, что обвинения были ложными. Дата этого гуманного вмешательства совпала с датой самого Пурима, 14 Адара, и потому евреи Родоса стали отмечать этот день как двойной праздник. В дополнение к традиционным молитвам Пурима читались еще и новые, добавленные в связи с этими событиями.